О нас Наши партнеры Отдел по недвижимости Новости Третейский суд Услуги Статьи и публикации Публикации о торгах Мероприятия Комиссия по правовой помощи и рассмотрению обращений иностранных граждан Контактная информация
   
Проверка членов IBIL

Поиск осуществляется по полям Ф.И.О + Дню Рождения или по ID.
Ф.И.О нужно вводить на английском языке.

Фамилия:
Имя:
Отчество:
Д.Р.: Д   М   Г
или ID:

 
 Запомнить данные авторизации на этом компьютере



О плате за землю

Шарапова Наталия Валерьевна
rudaurist@front.ru
Заместитель генерального директора
по правовым вопросам ОАО "Щелковское рудоуправление"

8-256-2-12-90
(095) 526-98-06


В Российской Федерации использование земли является платным.
Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.
За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

Как указано в ст. 57 Конституции РФ "Каждый обязан платить законно установленные налоги". Земельный налог относится к категории местных налогов на основании п. 1 подп. "б" ст. 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской федерации" и ст. 15 НК РФ. Отношения по поводу установления, начисления и взимания налога на землю регулируются ФЗ "О плате за землю" № 1738-1 от 11 октября 1991г. (далее Закон) с последующими изменениями. Размер земельного налога устанавливается в зависимости от категории земли - либо органами местного самоуправления на основании дифференцированного подхода (путем зонирования земель городов и поселков), либо устанавливается непосредственно Федеральным законодательством - как в случае с землями промышленности, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения.
Законом установлены первоначальные, действовавшие на 1991г, ставки земельного налога. Они указаны в Приложениях к Закону и дифференцируются внутри каждой категории в зависимости от географического (посубъектного) расположения земельного участка. При установлении местных налогов представительными органами местного самоуправления в нормативно-правовых актах определяется элемент налогообложения - налоговая ставка в пределах, установленных Налоговым кодексом и принятых в соответствии с ним федеральных законов. Ст. 5 Закона устанавливает возможность регулирования ставки земельного налога Органами законодательной власти субъекта Федерации, а ст. ст. 6, 8, Закона дают право органам Местного самоуправления самостоятельно регулировать (дифференцировать) размер ставки земельного налога в пределах средней ставки, согласно Приложений к Закону, и в то же время ставки налога за земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, земли водного и лесного фонда установленные ст.ст. 9,10,11 Закона не уполномочивают изменять ставки налога органы законодательной власти субъекта Федерации и органов Местного самоуправления.
Для большей ясности порядка установления ставок земельного налога по категориям земель и их местоположению рассмотрим данный порядок для отдельно взятого субъекта Федерации - Московской области.

Московской областной Думой принят Закон Московской области № 18/95-ОЗ от 16 июня 1995г. "О плате за землю в Московской области" (далее Областной закон). Именно этот закон в дополнение к Федеральному закону "О плате за землю" регулирует и устанавливает ставки земельного налога в Московской области.
Так ст. 2 Областного закона установлен повышающие коэффициенты за земли всех категорий, в том числе за земли городов установлен коэффициент 2,5.
Но ст. 8 Федерального Закона установлено, что налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основании средних ставок согласно Приложению № 2 (таблицы 1,2,3) к настоящему Закону. И не устанавливается полномочия Органа Законодательной власти Субъекта Федерации изменять (увеличивать путем введения дополнительных коэффициентов) среднюю ставку земельного налога. Федеральный закон в части 2 ст. 8 лишь дает право Органам Местного самоуправления дифференцировать средние ставки по местоположению и зонам различной градостроительной ценности. В силу п. 1 подп. "б" ст. 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской федерации" земельный налог относится к местным налогам, поэтому дальнейшая дифференциация средних ставок земельного налога за земли поселений (городские и поселковые земли) - это прерогатива органов местного самоуправления. Следовательно, Закон Московской области в части применения увеличивающего коэффициента 2,5 к средней ставке земельного налога за земли городов действовал вне рамок своей компетенции[1]. Так же ст. 9 Областного закона увеличивает средние ставки земельного налога за городские (поселковые) земли кратно коэффициентам, учитывающим статус конкретных городов и поселков, уровень развития, социально-культурного потенциала и местоположение (Приложение № 6 к Областному закону). Но такой статус городов уже учтен Федеральным законом в таблицах № 2 и 3 к Приложению № 2. И полномочий Законодательного органа Субъекта Федерации на дополнительное введение коэффициентов, учитывающих статус городов внутри субъекта Федерации Федеральным законом не предусмотрено.

Областной закон в части 3 ст. 2 вводит для всех категорий земель кроме земель городов коэффициент увеличения средних ставок земельного налога в зависимости от рекреационной ценности территории Московской области, размер этого коэффициента колеблется от 4 до 2,5 (Приложение № 1 к настоящему Закону). Следовательно, Областным законом вводятся изменения в средние ставки земельного налога за все категории земель, в том числе и за земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, земли водного и лесного фонда, по которым полномочий органов власти Субъектов Федерации на изменение ставок налога Федеральным законом не предусмотрено. Ст. 10 Областного закона указывает, что данные коэффициенты не применяются к ставкам земельного налога, установленным в соответствии с частью 2 ст.6. частью 7 ст. 8. Федерального закона. Следовательно, увеличивающий коэффициент применятся в полном объеме на категории земель, указанные в ст. 9, 10, 11 Федерального закона, что не соответствует нормам этого закона.
Введение повышающих коэффициентов ст. 2 Областного закона в части повышения средней ставки налога за земли иных категорий (промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, водного и лесного фонда) оспорено в судебном порядке. Постановлением Федерального Арбитражного суда Московской области от 03.10.2002г. № КА-А41/6590-02 определено, что "В соответствии с Законом РФ "О плате за землю" ставки налога, установленные данным законом, уточняются субъектами федерации и органами местного самоуправления лишь в специально оговоренных случаях (ст. 3,ст.5, ст.6, ст.8). В отношении иных категорий земель Субъектам РФ и органам местного самоуправления не представлено право по изменению земельного налога.


Закон РФ "О плате за землю" в отношении земель промышленности указывает определенную ставку, и не указывает пределы, в рамках которых можно повышать или понижать указанную ставку.
При таких обстоятельствах, субъекта РФ и органам местного самоуправления не представлено право устанавливать ставки по земельному налогу в отношении земель промышленности.
Учитывая изложенное, применение повышающего коэффициента "4" в отношении земель промышленности, расположенных вне населенных пунктов, является не правомерным."
Данный случай рассмотрен только на примере Московской области, но и в других регионах России множество примеров, когда законы Субъектов Федерации или Нормативные акты органов местного самоуправления в области установления ставок земельного налога в частности и налогообложения вообще по причине превышения своих полномочий не соответствуют Федеральному законодательству.

Соответственно, ставки земельного налога за земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, водного и лесного фондов должны соответствовать ставкам земельного налога, установленным Законом РФ "О плате за землю" в таблице 1 Приложения № 2 с учетом географического положения территории и отнесения ее к одному из указанных экономических районов, с учетом коэффициентов индексации ставок земельного налога, вводимых ежегодно Федеральными законами. Ежегодную индексацию ставки земельного налога можно отразить в таблице:




п\п
Наименование федерального закона
Дата опубликования текста закона в «Российской газете»
Размер коэффициента увеличения ставки земельного налога.
1
Закон РФ от 17 июля 1992 г.
"О бюджетной системе Российской Федерации на 1992 год"
21 августа 1992 г.,

2
2
Закон РФ от 14 мая 1993 г. N 4966-I
"О республиканском бюджете Российской Федерации на 1993 год"
1 июня 1993г.

7
3
Федеральный закон от 1 июля 1994 г. N 9-ФЗ
"О федеральном бюджете на 1994 год"
6 июля 1994 г.,

50
4
Федеральный закон от 31 марта 1995 г. N 39-ФЗ "О федеральном бюджете на 1995 год"
7 апреля 1995 г.,

2
5
Постановление Правительства РФ от 7 июня 1995 г. N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 году"
15 июня 1995 г.

2
6
Постановление Правительства РФ от 3 апреля 1996 г. N 378 "Об индексации ставок земельного налога в 1996 году"
11 апреля 1996 г.,

1,5
7
Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. N 29-ФЗ
"О федеральном бюджете на 1997 год"
4 марта 1997 г.,

2
8
Федеральный закон от 28 октября 1998 г. N 162-ФЗ
"О ставках земельного налога в 1998 году"
30 октября 1998 г.,
сохранен размер ставок земельного налога по всем категориям земель, установленных на 1997 год
9
Федеральный закон от 22 февраля 1999 г. N 36-ФЗ
"О федеральном бюджете на 1999 год"
25 февраля 1999 г.,
2
10
Федеральный закон от 31 декабря 1999 г. N 227-ФЗ
"О федеральном бюджете на 2000 год"
5, 18 января 2000 г.,

1,2
11
Федеральный закон от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ
"О федеральном бюджете на 2001 год"
28 декабря 2000 г., N 246,
ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие
в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель.
12
Федеральный закон от 14 декабря 2001 г. N 163-ФЗ
"Об индексации ставок земельного налога"
20 декабря 2001 г., N 247,

2
13
Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ
"О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации"
30 июля 2002 г., N 138-139,

1,8

При этом следует учесть тот факт, что земельный налог имеет налоговый период 1 год. Начало ежегодного периода соответственно 1 января текущего года. На основании ст. 5 НК РФ Акты законодательства о налогах вступают не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Причем Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а так же иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют. Однако вопреки данной норме закона законодатель ввел новые коэффициенты, увеличивающие ставки земельного налога со значительным опозданием указанных выше сроков, и несмотря на то, что они ухудшают положение налогоплательщика, установил, что данные коэффициенты вводятся с 1 января очередного года, т.е. придал нормативному акту обратную силу. С опозданием введены коэффициенты к ставкам земельного налога на 1999г.-Федеральным законом от 22 февраля 1999 г. N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год", устанавливающим коэффициент 2 к ставке налога действовавшего в 1998г., на 2000 год - Федеральным законом № 227-ФЗ от 31.12.1999г. устанавливающим в ст. 18 коэффициент 1,2 к ставке налога, действовавшего в 1999 году, и на 2002 г.-Федеральным законом 163-ФЗ от 14.12.2001г., устанавливающим в ст. 1 коэффициент 2 к ставке налога, действовавшего в 2001 году. Поскольку данное положение противоречит законодательству, следовательно, данные нормы закона соответственно на 1999г, 2000г. и 2002г. не вступили в законную силу.
Налогоплательщик вправе был не применять на 1999г., 2000 г. и 2002 г. ставки налога, увеличенные на коэффициент, указанный в федеральных законах, опубликованных соответственно 25.02.1999г., 05.01.2000г., 28.12.2001г. Поскольку, исходя из положений п.1 ст.5 НК РФ более высокие по сравнению с установленным Законом РФ "О плате за землю" ставки не подлежат применению, как не вступившие в законную силу. Уже имеется множество материалов судебной практики по рассмотрению споров о применении коэффициентов увеличения ставок налога на землю между инспекциями МНС России и организациями, не применившими данные коэффициенты. Постановлениями различных арбитражных судов действия налогоплательщиков земельного налога в части не применения коэффициента увеличения земельного налога признанны правомерными[2].

Следует так же указать еще на один интересный факт, установленный таблицей 2 Приложения 2 к Закону РФ "О плате за землю". Таблица 2 вводит коэффициент увеличения средней ставки земельного налога в курортных зонах и в ней перечислены 7 курортных зон по различным географическим положениям, привязанным к той или иной курортной зоне России. Но следует отметить, что нередко законами Субъектов федерации или органами Местного самоуправления территорий, указанных в таблице, применяются данные коэффициенты без уточнения, являются ли территории, на которые они распространили данный коэффициент, действительно местом рекреационной ценности, т. е. курортной зоной[3].
Соответственно для применения данного коэффициента при расчете ставки земельного налога налоговым органом или налогоплательщиком должен быть де-юро установлен факт отнесения данного земельного участка к зоне отдыха или курорту.

Налогоплательщики земельного налога вправе уточнить расчет земельного налога в пределах срока исковой давности и подать уточненные декларации в органы МНС Росси по месту деятельности организации.


[1] Данный факт подтвержден Постановлением Федерального Арбитражного суда Московского округа от 27.06.2001г. № КА-А41/3330-01.
[2] Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 01.08.2002г. № ФО9-1592/02АК
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.07.2002г.
№ А56-4966/02
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 05.11.2001г. № ФО9-2783/01АК
[3] Федеральным Арбитражным судом Московской области в Постановлении от 27 марта 2002г. № КА-А41/1566-02 при рассмотрении дела о правомерности установления повышающих коэффициентов в ст.2 Закона Московской области "О плате за землю в Московской области определено следующее:
"Согласно Приложения 2 Закона РФ "О плате за землю" от 11.10.1991г. № 1738-1 коэффициент увеличения средней ставки земельного налога, установленный данным законом, 2,5 применяется для земель Московской области, относящихся к зоне отдыха г. Москвы. Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд правомерно руководствовался вышеуказанной нормой и исходил из того, что налоговым органом не представлено доказательств о том, что земли, занимаемые ответчиком, относятся к указанной категории земель".



материал взят с сайта www.yurclub.ru


Контактная информация © International Board of Independent Lawyers
© Международная Ассоциация Независимых Юристов
WWW.AVAR.RU  - Юридические услуги
Документ
HELP.ru - Регистрация ООО в Москве