О нас Наши партнеры Отдел по недвижимости Новости Третейский суд Услуги Статьи и публикации Публикации о торгах Мероприятия Комиссия по правовой помощи и рассмотрению обращений иностранных граждан Контактная информация
   
Проверка членов IBIL

Поиск осуществляется по полям Ф.И.О + Дню Рождения или по ID.
Ф.И.О нужно вводить на английском языке.

Фамилия:
Имя:
Отчество:
Д.Р.: Д   М   Г
или ID:

 
 Запомнить данные авторизации на этом компьютере



О СВОБОДЕ СОВЕСТИ И ЕЕ ЗАЩИТЕ

Айдар Рустэмович Султанов, судья Третейского энергетического суда,

член Ассоциации по улучшению жизни и образования, Нижнекамск, Республика Татарстан.

Опубликовано: "Религия и право", 2008, N 2

 

Свобода совести действительно является основой демократического общества. Религиозная свобода была родоначальницей всех естественных прав. На почве признания полной религиозной свободы, отделения церкви от государства выросли американские "декларации прав" - отдельных штатов и всего союза, - декларации, послужившие образцом знаменитому акту французского национального собрания - Декларации прав человека и гражданина 1789 года. Убедительное исследование немецкого юриста Георга Еллинека в книге "Декларация прав человека и гражданина" о корнях зарождения концепции прав человека показывает, что именно стремление к религиозной свободе стало причиной принятия Декларации штата Виргинии 1776 года, которая оказала сильнейшее воздействие на все последующие декларации прав человека <1>.

--------------------------------

<1> Еллинек Г. Декларация прав человека и гражданина. Одесса, 2006 (репринт издания 1906 года). С. 48 - 58, 60, 74.

 

В 1988 году папа Иоанн Павел II напомнил, что "гражданское и общее социальное право на религиозную свободу, поскольку оно затрагивает самую глубоко интимную сферу духа, предстает как опорная точка, а в известном плане также и становится мерилом всех других основных прав".

В современном конституционном праве России свобода совести понимается как отношение человека к религии, как его самоопределение по отношению к ней.

В большом толковом словаре русского языка совесть определена как "чувство моральной ответственности за свое поведение; нравственные принципы, взгляды, убеждения". Слово "совесть" образовано путем создания кальки с греческого оригинала, буквально значившего "совместное познание". Так и было создано слово "со-весть" - узнавание вместе, совместное получения знания (ведания).

Таким образом, можно понимать свободу совести как свободу на самоопределение личности, иметь нравственные принципы, взгляды и действовать в соответствии со своими убеждениями, получать знания и распространять их. Поскольку моральные нормы в большинстве своем содержатся в религиозных учениях, свобода совести включает в себя свободу вероисповеданий.

Свобода совести также включает в себя право на обучение религии. Это право на обучение в двух видах - право изучения религии (как правило, это изучение религиозных трудов, ознакомление с религиозными обрядами, применение духовных практик с целью духовного совершенствования и другие действия, которые, как правило, направлены на повышение моральной ответственности, причем не только за свое поведение) и право действовать с целью передачи религиозных убеждений другим лицам, ознакомление с религиозными положениями с целью помощи другим лицам в осознании "пути к спасению", для чего живет человек, кто он - человек, его место в мироздании и т.д. Как пишет великий исламский просветитель XX века Мухаммад аль-Газали в книге "Права человека в исламе": "Цель веры не в укрощении человека, как животного, ради добрых дел, а в том, чтобы его разум развивался при помощи науки, а душа эволюционировала" <2>.

--------------------------------

<2> Мухаммад аль-Газали. Права человека в исламе. М., 2006. С. 49.

 

Верующие почти каждой конфессии заявляют, что именно их религия дает правильные ответы на вопросы жизни и мироздания, что, исповедуя только их религию, можно достичь своих целей. И это не удивительно, поскольку человек, познав то, что помогло ему, хочет также помочь другим и хочет их уберечь от ошибок и заблуждений. Конечно же, данное желание не может быть осуждаемо, но именно сам человек должен делать свой выбор. И надо отметить, что еще в XX веке начали распространяться две противоположные тенденции: рост нетерпимости и рост толерантности. Развитие человечества в конечном итоге зависит именно от того, какая из тенденций одержит победу.

Нетерпимость основана на непризнании за другими людьми возможности иметь мнение, взгляд, убеждение, отличное от их собственного. И лица, проявляющие нетерпимость, фактически отказывают другим в способности разумно мыслить и действовать. Нетерпимость - это отрицание свободы совести для других. Толерантность имеет в своей основе уважение к личности и ее праву на самоопределение. Идеи толерантности содержатся в общепризнанных принципах международного права, которые, в соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции РФ, являются частью правовой системы Российской Федерации:

"Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства" (статья 1 Всеобщей декларации прав человека).

Различные религии по-разному относятся и к вопросам религиозного самоопределения. К примеру, по мнению автора, одной из толерантных религий является саентология. Церковь Саентологии стала одним из инициаторов процессов по защите свободы совести в разных странах мира. Предшественница Саентологии - Дианетика - объявила, что ее целью является человек, действующий на основе селф-детерминизма <3>. То есть человек, действующий на основе собственного решения, собственного выбора, самоопределения. На наш взгляд, это именно то, что может помочь изменить окружающий мир благодаря тому, что люди будут самосовершенствоваться. Людей нельзя изменить, просто запретив им что-то делать или приказав им стать честными и порядочными.

--------------------------------

<3> Л. Рон Хаббард. Дианетика - современная наука душевного здоровья. М.: Воскресенье, 1993. С. 27.

 

"Хорошая вещь - закон, но не лучше философии. Закон принуждает не совершать преступлений, философия учит этому. Насколько хуже делать что-нибудь по принуждению, чем добровольно, настолько закон хуже философии. Поэтому занимайтесь философией, а не политикой. Лучше, когда люди учатся поступать по справедливости, чем принуждаются не совершать преступлений" (Кратет, вторая половина III в. до нашей эры) <4>.

--------------------------------

<4> Цит. по: Антология. Правовая мысль. М.: Академический проект, 2003. С. 107.

 

Даже те, кто придерживается крайне настороженных взглядов в отношении реализации свободы совести, вынуждены признать это. В частности, Генеральный прокурор РФ В.В. Устинов в январе 2005 года заявлял: "Самая разветвленная правовая и карательная система не сможет удержать человека от преступления, если он готов преступить нравственный закон. Жалкой предстает судьба государства, в котором законопослушание диктуется одним лишь страхом перед уголовным наказанием" <5>.

--------------------------------

<5> Доклад Генерального прокурора Российской Федерации Владимира Устинова на расширенной коллегии Генеральной прокуратуры России, 21.01.2005.

 

Таким образом, развитие духовности является надлежащим ответом на вызовы настоящего времени современному обществу. Для этого нужно всего лишь обеспечивать реализацию свободу совести.

Вероучения и социальные доктрины большинства российских конфессий рассматривают свободу совести как неотъемлемое право исповедовать любую религию, а также защищать себя и свои религиозные убеждения.

Ответ на вопрос, почему необходимо отстаивать свободу совести, можно найти в книге одного из корифеев российской юридической науки профессора И.А. Покровского:

"Духовные интересы составляют самое содержание, самую сущность человеческой личности - то, что дает ей ощущение ее подлинного "я" и от чего она не может отказаться, не переставая быть самой собою. Вот почему религиозные и нравственные убеждения способны бросить маленькую горсть людей, даже одного единственного человека, на самую решительную борьбу с огромным обществом, со всемогущим государством. Вот почему самый вопрос о неотъемлемых правах личности был поставлен впервые именно в этой области. Раз государственное или общественное вмешательство грозит сломать в человеке его самое ценное, грозит убить самую его духовную сущность, нет ничего удивительного, если он примет решение или отстоять себя, или погибнуть. Чем более растет человеческое самоосознание, тем более растет и ценность духовной свободы. Борьба личности за свои права является, таким образом, в этой области борьбой за свободное целеполагание, за нравственную свободу. Человек хочет свободно искать Бога и его правды, ибо только свободно признанный Бог есть Бог; принудительно навязанным может быть только идол" <6>.

--------------------------------

<6> Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. М., 2003. С. 87 - 88 (впервые опубликовано в 1917 году).

 

Надо отметить, что прецеденты, получаемые Церковью саентологии при защите религиозной свободы, оказывают влияние на ситуацию со свободой совести.

Джанссен Ван Рей, ранее занимавший пост председателя Комитета Европарламента по законодательству, на открытии в Брюсселе Офиса по правам человека Церкви саентологии дал следующую оценку деятельности Церкви Саентологии: "После более 100 положительных решений суда, поддерживающих свободу вероисповеданий в различных европейских странах, я честно могу сказать, что свобода верования жива в Европе в большей части благодаря саентологам".

Одним из последних крупных решений, полученных Церковью Саентологии является Постановление Европейского суда по правам человека по делу "Саентологическая Церковь г. Москвы против России" от 05.04.2007. Это уже третье постановление, вынесенное ЕСПЧ против РФ по факту нарушения ст. 9 Европейской конвенции по правам человека.

Первым было Постановление по делу "Московское отделение Армии Спасения против РФ" от 5 октября 2006 года, вторым было Постановление "Кузнецов и другие против РФ" от 11 января 2007 года и 5 апреля 2007 года было опубликовано Постановление по делу "Саентологическая Церковь г. Москвы против РФ". Проигрыш России в ЕСПЧ по делам о свободе совести предрекался давно. И предсказать проигрыш можно было еще в 1997 году, когда принимался Федеральный закон "О свободе совести и религиозных объединениях". Президент РФ письмом от 21.07.1997 N Пр-1201 отклонил принятый Госдумой РФ закон, причем в качестве оснований для отклонения закона был указан факт противоречия нового закона нормам Конвенции. Подписанный в сентябре 1997 года Закон практически сохранил недостатки отклоненного проекта.

В преддверии ратификации Конвенции и ее вступления в силу на территории Российской Федерации в 1997 году группой независимых экспертов была проделана скрупулезная исследовательская работа по выявлению возможных направлений приведения российского законодательства, а также правоприменительной практики в соответствие с европейскими нормативами. Эксперты, в частности, рекомендовали либерализовать в более демократическом смысле Закон о свободе совести. Закон 1997 года был признан отступлением от Закона 1990 года, более терпимого по отношению к так называемым нетрадиционным религиям <7>.

--------------------------------

<7> См. статью судьи ЕСПЧ от РФ Анатолия Ковлера: Европейское право прав человека и Конституция России // Журнал российского права. 2004. Январь. N 1. С. 150.

 

В 2002 году Уполномоченный по правам человека в РФ в специальном докладе "О выполнении Россией обязательств, принятых при вступлении в Совет Европы" указывал, что Федеральный закон "О свободе совести и религиозных объединениях", принятый 26 сентября 1997 года, после присоединения РФ к Совету Европы, не учел как существующие нормы международного права, так и его общепризнанные принципы. И подчеркнул, что "при нынешней ситуации нельзя исключать решения Европейского суда по правам человека не в пользу России по делам, связанным со свободой вероисповедания и религиозных убеждений". Такое заключение было основано на том, что "Суд ставит свободу религии (как в коллективном, так и в институциональном аспекте) над всей системой ценностей, установленной Конвенцией. Свобода религии рассматривается как одна из основ демократического общества и как одна из предпосылок плюрализма" <8>.

--------------------------------

<8> См. статью судьи Европейского суда по правам человека Леха Гарлицкого: Государственное регулирование религии: противоречивые тенденции? Замечания относительно недавней практики применения прецедентов, касающихся статьи 9 Конвенции о защите прав человека и основных свобод // Сравнительное конституционное обозрение. 2006. N 3 (56). С. 51.

 

За последние годы ЕСПЧ сформировал значительную практику применения ст. 9 Конвенции. Как отмечает судья ЕСПЧ Л. Гарлицкий, "суд постановил весьма недвусмысленным образом, что Конвенция защищает также институциональную составляющую религиозных свобод, то есть право на учреждение и организацию функционирования церквей и других религиозных объединений. Суд отметил, что "религиозные сообщества традиционно и повсеместно существуют в организованной форме" <9>. Таким образом, в практическом плане свободу религии следует понимать как реализацию "ожидания того, что верующим будет позволено свободно объединяться без вмешательства государства" <10>. В этом отношении положения статьи 9 следует интерпретировать в свете защиты, предоставляемой статьей 11 (свобода объединений).

--------------------------------

<9> Постановление ЕСПЧ по делу "Хасан и Чауш против Болгарии" от 16.10.2000 (п. 62).

<10> Постановление по делу "Хасан и Чауш против Болгарии" от 16.10.2000 (п. 62); Постановление по делу "Церковь Бессарабской метрополии против Молдавии" от 13.12.2001 (п. 118).

 

Но основанием для рассмотрения трех вышеназванных дел в ЕСПЧ о нарушении ст. 9 явились не недостатки закона, а нарушения российскими властями российских законов, их недобросовестные действия и пренебрежение своими обязанностями по соблюдению нейтралитета и беспристрастности по отношению к религиозным общинам.

Предметом жалобы, заявленной Саентологической Церковью города Москвы, явилось уклонение органов юстиции от перерегистрации Церкви в связи принятием Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях". Саентологическая Церковь Москвы была зарегистрирована в качестве религиозного объединения в 1994 году. После принятия нового Закона о свободе совести Церковь одиннадцать раз обращалась в органы юстиции по вопросу перерегистрации, но органы юстиции уклонялись от перерегистрации. ЕСПЧ внимательно рассмотрел в Постановлении от 05.04.2007 мотивы отказов в перерегистрации и нашел их противоречащим законодательству РФ и практике Конституционного суда РФ. ЕСПЧ в данном Постановлении также пришел к выводу, что власти действовали недобросовестно и пренебрегли обязанностями по соблюдению нейтралитета и беспристрастности по отношению к Церкви. Анализ ранее вынесенных постановлений ЕСПЧ против РФ, связанных с нарушением ст. 9 Конвенции, позволяет сделать вывод, что предвзятое отношение к религиозным общинам вполне можно назвать системной ошибкой в правоприменительной практике России.

Для преодоления этой ошибки достаточно лишь обратить внимание всех правоприменителей на правовые позиции ЕСПЧ, изложенные в п. 71 Постановления ЕСПЧ по делу "Саентологическая Церковь г. Москвы" от 15.03.2007: "Свобода мысли, совести и религии является одной из основ демократического общества. В своем религиозном измерении эта свобода является одним из тех жизненно важных элементов, которые определяют личность верующих и их мировоззрения, но она также является ценным достоянием атеистов, агностиков, скептиков и безразличных. От нее зависит тот плюрализм, присущий демократическому обществу, который был завоеван дорогой ценой на протяжении столетий". На наш взгляд, эти позиции достойны того, чтобы быть включенными в преамбулу Закона о свободе совести.

Позиция ЕСПЧ в п. 72 Постановления ЕСПЧ по делу "Саентологическая Церковь г. Москвы против РФ" должна стать железным стандартом для властей при принятии решения о регистрации религиозных организаций:

"Хотя религиозная свобода является в первую очередь вопросом личной совести, она также подразумевает, среди прочего, свободу "выражать (свои) религиозные чувства" лично или сообща с другими, публично либо в кругу соверующих. Поскольку религиозные общины традиционно существуют в форме организованных структур, статью 9 следует толковать в свете статьи 11 Конвенции, которая защищает жизнь объединений от неоправданного вмешательства со стороны государства. С этой точки зрения право верующих на свободу религии, которое подразумевает право на проявление религиозных убеждений совместно с другими, включает в себя и ожидание того, что верующие смогут свободно объединяться без произвольного вмешательства со стороны государства. На самом деле автономное существование религиозных общин является неотъемлемой частью плюрализма в демократическом обществе, а посему этот вопрос составляет сердцевину той защиты, которая предусмотрена статьей 9. Выявленная прецедентной практикой Суда обязанность государств по соблюдению нейтралитета и беспристрастности (по отношению к различным вероисповеданиям и их объединениям) несовместима с осуществлением государствами каких-либо полномочий по оценке легитимности религиозных убеждений".

Есть все основания считать, что данное Постановление ЕСПЧ открыло новый этап в возрождении религиозной свободы и позволит создать условия для реализации права на свободу совести для каждого гражданина России, что будет способствовать дальнейшему прогрессу демократического общества. И более того, окажет влияние на все страны Совета Европы, где проживает порядка 800 миллионов жителей.

 



Другие статьи автора на нашем ресурсе:

  1. Европейский Суд по правам человека нашел еще одну системную ошибку в правоприменительной практике РФ? Султанов Р.А.
  2. Влияние на право России Европейской конвенции «О защите прав человека и основных свобод» и прецедентов Европейского Суда по правам человека, взгляд практика. Султанов А.Р.
  3. ЧЕЛОВЕК ПРОТИВ ГОСУДАРСТВА, МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ, РОССИЯ. Султанов А.Р.
  4. СУДЕБНАЯ РЕФОРМА: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ. РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ В.М. ЖУЙКОВА "СУДЕБНАЯ РЕФОРМА: ПРОБЛЕМЫ ДОСТУПА К ПРАВОСУДИЮ". М.: СТАТУТ, 2006. Сулатнов А.Р.
  5. СНОВА О ДЕЙСТВИИ ВО ВРЕМЕНИ АКТОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ. Султанов А.Р.
  6. ПРАВОВАЯ ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ В НАДЗОРНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ ГПК РФ И ПРАКТИКА КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ. Султанов А.Р.
  7. ПЕРЕСМОТР РЕШЕНИЙ СУДА ПО ВНОВЬ ОТКРЫВШИМСЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ И RES JUDICATA. Султанов Р.А.
  8. О СВОБОДЕ СОВЕСТИ И ОТНОШЕНИИ К НЕЙ В РОССИЙСКИХ СУДАХ. Султанов Р.А.
  9. О СВОБОДЕ СОВЕСТИ И ЕЕ ЗАЩИТЕ. Султанов Р.А.
  10. О ПРОБЛЕМЕ МОТИВИРОВАННОСТИ СУДЕБНЫХ АКТОВ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА. Султанов Р.А.
  11. О ПРИМЕНЕНИИ СУДАМИ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА. Султанов Р.А.
  12. О ПРАВОВОЙ ОПРЕДЕЛЕННОСТИ И СУДЕБНОМ НОРМОТВОРЧЕСТВЕ. Султанов Р.А.
  13. МЕТАМОРФОЗЫ В РЕШЕНИЯХ ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА, ИЛИ КОММЕНТАРИЙ К ДЕЛУ ПРОНИНОЙ ПРОТИВ РОССИИ. Султанов Р.А.
 


Контактная информация © International Board of Independent Lawyers
© Международная Ассоциация Независимых Юристов
WWW.AVAR.RU  - Юридические услуги
Документ
HELP.ru - Регистрация ООО в Москве