О нас Наши партнеры Отдел по недвижимости Новости Третейский суд Услуги Статьи и публикации Публикации о торгах Мероприятия Комиссия по правовой помощи и рассмотрению обращений иностранных граждан Контактная информация
   
Проверка членов IBIL

Поиск осуществляется по полям Ф.И.О + Дню Рождения или по ID.
Ф.И.О нужно вводить на английском языке.

Фамилия:
Имя:
Отчество:
Д.Р.: Д   М   Г
или ID:

 
 Запомнить данные авторизации на этом компьютере



Правовое регулирование ОЭЗ в России. Панова Е.В.

Особые экономические зоны (далее - ОЭЗ) со статусом свободных таможенных зон представляют собой сравнительно новое явление для российской действительности. Деятельность по созданию таких зон на территории Российской Федерации началась в 1996 году, когда был принят Федеральный закон «Об особой экономической зоне в Калининградской области». Далее, тремя годами позже, была создана еще одна ОЭЗ – в Магаданской области.
На сегодняшний день идет активное формирование законодательной базы, регулирующей порядок создания и функционирования ОЭЗ. Причиной этому служат явные преимущества и выгоды, которые государство и предприниматели получают от создания таких зон. Для начала следует отметить, что на территориях подобного рода действуют льготные налоговый и таможенный режимы, что, без сомнения, должно способствовать привлечению как иностранных, так и отечественных инвестиций в обрабатывающие сектора промышленности.
Более того, решение о создании ОЭЗ на конкретной территории принимается по результатам конкурса. Соответственно, это должно стимулировать развитие регионов, в частности, способствовать выравниванию уровня их экономического развития.
Деятельность в таких зонах должна благотворно влиять на развитие высокотехнологичных отраслей отечественной промышленности и сферы услуг, а в скором времени – с принятием поправок к Федеральному закону «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и созданием третьего типа ОЭЗ (туристско-рекреационных) – и на развитие сферы туризма с целью доведения его до международного уровня.
В настоящий момент правовой статус данных образований регулируется в основном Федеральным законом
«Об особых экономических зонах в Российской Федерации», а также федеральными законами, посвященными непосредственно конкретных особым экономическим зонам, в частности, ОЭЗ Калининградской области и Магаданской области.
Понятие особой экономической зоны дается в статье 2
Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Под ОЭЗ следует понимать определенную часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. Полномочиями по присвоению территории статуса ОЭЗ обладает Правительство Российской Федерации. Также Правительство Российской Федерации определяет те виды деятельности, которые будут осуществляться в рамках конкретной ОЭЗ.
Следует отметить, что в соответствии с российским законодательством на территории Российской Федерации возможно создание ОЭЗ следующих типов: промышленно-производственных и технико-внедренческих. В данном случае нужно иметь в виду, что Закон предъявляет различные требования к организации ОЭЗ того или иного типа, в частности, это касается площади территории, используемой под ОЭЗ, правового режима используемых земельных участков и имущества, порядка заключения соглашения и подачи специальной документации для осуществления деятельности на территории ОЭЗ.
Необходимо иметь в виду, что список требований, предъявляемых к ОЭЗ, не ограничивается лишь вышеперечисленными. Пункты 4 и 5 статьи 5 Закона предусматривают перечень видов деятельности, которые запрещено осуществлять на территории ОЭЗ, в частности, это жилищное строительство, переработка полезных ископаемых, переработка лома черных и цветных металлов, производство и переработка подакцизных товаров, за исключением легких автомобилей и мотоциклов. Более того, как уже было отмечено выше, Правительство определяет список разрешенных видов деятельности для каждой конкретной ОЭЗ.
Деятельность на территории ОЭЗ осуществляется на основании соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности. Данные соглашения заключаются с резидентами ОЭЗ. Понятие резидента промышленно-производственной ОЭЗ дается в статье 9 Федерального закона
«Об особых экономических зонах в Российской Федерации»: им является коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированная в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории соответствующего муниципального образования и заключившая с органами управления ОЭЗ соглашение о ведении промышленно-производственной деятельности.
Что же касается понятия резидента технико-внедренческой ОЭЗ, то отличие состоит лишь в том, что им может быть как коммерческая организация, так и индивидуальный предприниматель, и в данном случае с лицом заключается соглашение о ведении технико-внедренческой деятельности. При этом следует отметить, что индивидуальные предприниматели и коммерческие организации, не являющиеся резидентами ОЭЗ, также вправе осуществлять предпринимательскую деятельность на территории ОЭЗ, однако их деятельность не будет регламентироваться нормами законодательства об особых экономических зонах.
Статус резидента лицо приобретает с момента внесения соответствующей записи в реестр резидентов ОЭЗ. Лишение статуса производится в судебном порядке на основаниях, предусмотренных Законом; в частности, это может иметь место при неоднократном существенном нарушении резидентом ОЭЗ налогового и/или таможенного законодательства.
Резидент ОЭЗ вправе осуществлять промышленно-производственную или технико-внедренческую деятельность на территории ОЭЗ, а если быть точнее – только те виды деятельности, которые разрешены на территории конкретной ОЭЗ и предусмотрены соглашением. Как правило, запрет на осуществление конкретных видов деятельности может устанавливаться Правительством Российской Федерации при создании конкретной ОЭЗ. В качестве примера можно привести положение, содержащееся в пункте 10 статьи 4 Федерального закона
«Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», которое устанавливает целевые ограничения для инвестиционных проектов резидентов. Согласно этой статье, инвестиционный проект не может быть направлен, в частности, на добычу нефти, газа, оказания услуг в этих областях; на производство алкогольной продукции, табачных изделий и иных подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов).
Как уже отмечалось, одной из задач создания ОЭЗ на территории Российской Федерации является привлечение инвестиционных средств. В связи с этим ОЭЗ характеризуются льготным режимом налогообложения для резидентов этих зон. В соответствии со статьей 36 Закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» налогообложение резидентов ОЭЗ осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Следует иметь в виду, что в соответствии со статьей 1 Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» в статьи Налогового Кодекса были внесены существенные изменения и дополнения, затрагивающие условия налогообложения резидентов ОЭЗ. В частности, эти изменения касаются следующих налогов – НДС, акцизов, единого социального налога, налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и земельного налога. Ниже рассмотрен ряд таких изменений.
Одно из новшеств касается особенностей налогообложения при перемещении товаров через таможенную границу РФ. В соответствии с внесенными изменениями НДС не уплачивается при помещении товаров под таможенный режим свободной таможенной зоны в целях последующего вывоза этих товаров и продуктов их переработки в соответствии с таможенным режимом экспорта либо в иных целях. При последующем же вывозе указанных товаров за пределы территории ОЭЗ либо при передаче или продаже этих товаров на территории ОЭЗ лицам-нерезидентам такой зоны НДС исчисляется и уплачивается в общем порядке, установленном Налоговым Кодексом РФ.
НДС исчисляется в соответствии с налоговой ставкой 0 % при реализации товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных подпунктом 5 пункта 1 статьи 165 Налогового Кодекса РФ, а именно:
- контракта с резидентом ОЭЗ (или копии контракта);
- платежных документов об оплате товаров;
- копии свидетельства о регистрации лица в качестве резидента ОЭЗ;
- таможенной декларации с отметками таможенного органа о выпуске товаров в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны.
Также налогообложение производится по налоговой ставке 0 % при реализации работ и услуг, непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны. Это положение распространяется на работы и услуги по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых за пределы территории РФ товаров и импортируемых в РФ, выполняемые российскими перевозчиками, а также работы и услуги по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки товаров на таможенной территории.
Что касается налога на имущество организаций, которому посвящена глава 30 Налогового Кодекса РФ, то в соответствии с пунктом 17 статьи 381 от обложения налогом на имущество организаций освобождаются организации в отношении имущества, учитываемого на балансе организации-резидента ОЭЗ, в течение 5 лет с момента постановки имущества на учет. Это дополнение улучшает положение налогоплательщиков-резидентов ОЭЗ, имеющих имущество на балансе в качестве основных средств, причем в данном случае льгота распространяется и на имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение, доверительное управление или внесенное в совместную деятельность. Однако данное положение распространяется лишь на коммерческие организации. Аналогичная льгота не предоставлена индивидуальным предпринимателям, являющимся резидентами ОЭЗ, в отношении налога на имущество физических лиц.
В отношении уплаты земельного налога, которому посвящена глава 31 Налогового Кодекса РФ, имеется следующее существенное дополнение: организации-резиденты ОЭЗ освобождаются от уплаты земельного налога сроком на 5 лет с момента возникновения права собственности на предоставленный им земельный участок. Это правило опять-таки распространяется лишь на коммерческие организации. Однако освобождение от уплаты земельного налога для индивидуальных предпринимателей-резидентов ОЭЗ может быть установлено нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Возвращаясь к таможенному режиму, действующему на территории ОЭЗ, следует отметить, что в данном случае идет речь о таможенном режиме свободной таможенной зоны. До 1 января 2006 года таможенный режим свободной таможенной зоны определялся положениями четырех федеральных законов, центральное место среди которых занимал Таможенный Кодекс 1993 года, а именно – глава 12 Кодекса.
Однако с 1 января 2006 года глава 12 Таможенного Кодекса РФ в части данного таможенного режима прекратила своё действие. Соответственно, на данный момент указанный таможенный режим регламентируется статьей 37 Федерального закона
«Об особых экономических зонах в Российской Федерации», а также главой 3 Федерального закона «Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и статьей 6 Федерального закона «Об особой экономической зоне в Магаданской области».
В соответствии с Законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», где содержатся наиболее общие положения, на территории ОЭЗ действует таможенный режим свободной таможенной зоны. Согласно требованиям этого режима иностранные товары размещаются и используются в пределах территории ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин и НДС, а также без применения к указанным товарам запретов и ограничений экономического характера, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин.
Под таможенный режим свободной таможенной зоны могут быть помещены следующие категории товаров:
1) товары, ввозимые на таможенную территорию РФ с территорий иностранных государств;
2) товары, ввозимые на территорию ОЭЗ с остальной части таможенной территории РФ;
3) товары, находящиеся на территории ОЭЗ и приобретаемые у лиц, не являющихся резидентами ОЭЗ.
С такими товарами допускается совершение любых операций, если такие операции соответствуют условиям соглашений о ведении той или иной деятельности и не запрещены Правительством Российской Федерации.
Что касается современных тенденций развития ОЭЗ, то на сегодняшний день имеет место активная деятельность уполномоченных государственных органов в сфере создания ОЭЗ. 28 ноября 2005 года состоялось заседание конкурсных комиссий по отбору заявок на ОЭЗ технико-внедренческого и промышленно-производственного типов. По результатам конкурса в Российской Федерации было создано шесть новых особых экономических зон – четыре ОЭЗ технико-внедренческого типа (в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Томской области) и две ОЭЗ промышленно-производственного типа (в Липецкой области и Татарстане).
На сегодняшний день в отношении этих зон уже приступили к работе территориальные Управления Федерального агентства по управлению ОЭЗ, а также Экспертный совет по технико-внедренческим ОЭЗ и Наблюдательные советы по шести вышеуказанным ОЭЗ. Более того, в Липецкой, Томской, Московской областях и республике Татарстан приняты законы, закрепляющие льготы по налогообложению резидентов ОЭЗ.
Другим важным событием в сфере организации и деятельности ОЭЗ стало принятие Государственной Думой Российской Федерации 17 марта 2006 года в первом чтении законопроекта о создании нового типа ОЭЗ – туристско-рекреационных. На указанных территориях предположительно будет осуществляться деятельность по созданию, реконструкции, развитию объектов инфраструктуры туризма и отдыха, а также по оказанию услуг в этой сфере.
Следует отметить, что туристско-рекреационные зоны имеют ряд особенностей, среди которых можно выделить, например, то, что они, в отличие от промышленно-производственных и технико-внедренческих ОЭЗ, могут создаваться на территориях сразу нескольких муниципальных образований. Резидентам таких ОЭЗ будут предоставлены различные налоговые льготы, в частности, планируется освобождение резидентов туристско-рекреационных зон в течение первых пяти лет от уплаты налога на имущество и земельного налога.
Согласно прогнозам данный законопроект будет принят в ближайшее время.
На первом этапе планируется создание нескольких подобных зон, и приоритеты при рассмотрении конкурсных заявок, скорее всего, будут отданы Краснодарскому краю, Байкалу и Поволжью.
Считается, что за счет привлеченных инвестиционных средств этот новый тип ОЭЗ даст возможность поднять внутренний туризм на такой уровень, что в будущем он сможет конкурировать с международным.
Более того, 6 апреля 2006 года Комитетом Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности был организован круглый стол, в ходе которого был рассмотрен проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Он предусматривает создание на территории морских и речных портов и аэропортов нового типа особых экономических зон – портовых. Главной целью создания таких образований на территории Российской Федерации является повышение уровня оказываемых портовых услуг, а также реконструкция и дальнейшее развитие портовой инфраструктуры. На данный момент проект закона проходит стадию согласования.
Также стоит отметить, что в настоящее время подготовлено предложение о создании специального уполномоченного органа, который бы управлял особыми экономическими зонами – специализированной управляющей государственной компании. Предположительно, эта компания должна быть создана в кратчайшие сроки, чтобы сразу же приступить к выполнению своих функций в сфере управления ОЭЗ. Во главе компании будет находиться Наблюдательный совет, состоящий, в частности, из представителей Министерства экономического развития и торговли РФ и Министерства финансов РФ.
В любом случае ситуация, которая сложилась на сегодняшний день, свидетельствует о том, что деятельность государства в сфере развития законодательства, касающегося правового регулирования статуса особых экономических зон Российской Федерации и порядка осуществления деятельности на таких территориях, будет развиваться и в дальнейшем. Среди приоритетных направлений такой деятельности следует выделить следующие: более конкретное законодательное регламентирование таможенного режима свободной таможенной зоны, создание структуры специализированных государственных органов для более эффективного управления особыми экономическими зонами, а также разработка и принятие законопроекта о создании на территории Российской Федерации четвертого типа особых экономических зон – свободных портов.



Контактная информация © International Board of Independent Lawyers
© Международная Ассоциация Независимых Юристов
WWW.AVAR.RU  - Юридические услуги
Документ
HELP.ru - Регистрация ООО в Москве