О нас Наши партнеры Отдел по недвижимости Новости Третейский суд Услуги Статьи и публикации Публикации о торгах Мероприятия Комиссия по правовой помощи и рассмотрению обращений иностранных граждан Контактная информация
   
Проверка членов IBIL

Поиск осуществляется по полям Ф.И.О + Дню Рождения или по ID.
Ф.И.О нужно вводить на английском языке.

Фамилия:
Имя:
Отчество:
Д.Р.: Д   М   Г
или ID:

 
 Запомнить данные авторизации на этом компьютере



Корпоративный шантаж и его последствия для предприятия Юлия Молокова

Существует мнение, что акционеры, владеющие небольшим количеством акций (так называемые миноритарные акционеры), никак не способны повлиять на сложившуюся в обществе систему управления и порядок принятия управленческих решений.
Однако, как показывает практика, такое мнение ошибочно.
Миноритарные акционеры при желании могут создать обществу массу проблем, ослабив его в конкурентной борьбе с другими предприятиями.
Недовольство миноритариев политикой руководства может возникнуть, к примеру, вследствие непринятия обществом решения о выплате дивидендов по имеющимся у них акциям.
Не получив положенную миноритарным акционерам прибыль по итогам деятельности общества, они делают попытки теми или иными способами оказывать давление на менеджеров предприятия, что иногда приводит к достаточно жёстким столкновениям.
Крайней формой конфликта интересов между руководством общества и миноритариями является корпоративный шантаж (или гринмэйл).
Под корпоративным шантажом понимается комплекс различных недружественных корпоративных действий, совершаемых миноритарными акционерами по отношению к предприятию.
При этом, учитывая способы гринмэйлеров, с помощью которых они добиваются своей цели, некоторые исследователи данного вопроса называют корпоративный шантаж «разновидностью высокоинтеллектуального вымогательства».
Такое сравнение не случайно. Вот лишь некоторые методы, которыми пользуются миноритарные акционеры в корпоративной войне.

  1. Приобретение небольшого пакета акций общества в целях последующего выдвижения требований о продаже своих акций по цене в три-четыре раза выше цены покупки.
  2. Злоупотребление требованиями о проведении внеочередных общих собраний акционеров и инициирование на них вопросов о смене органов управления общества.
  3. Подача жалоб в различные органы с просьбой проведения проверок в отношении общества, его должностных лиц и крупных акционеров.
  4. Беспричинное судебное обжалование решений и действий органов управления общества, предъявление исков, в основе которых лежат надуманные поводы.
  5. Инициирование путём заявления ходатайства о принятии обеспечительных мер ареста активов общества перед совершением важных для него сделок с данными активами.
  6. Развёртывание пропагандистской компании с публичной критикой общества, сообщениями о некомпетентности его сотрудников, провальных проектах и т.д.
  7. Использование любых, даже самых незначительных промахов предприятия. В частности, не предоставленные в установленные сроки копии документов общества являются основанием для того, чтобы пожаловаться в региональное отделение ФКЦБ, а жалоба, в свою очередь, может являться основанием для наложения на общество штрафа. Невключение части выдвинутых кандидатур в список для голосования по выборам в совет директоров может служить основанием для признания недействительным решения общего собрания акционеров.

В то же время под гринмэйлом нельзя понимать любые враждебные действия, противоречащие интересам крупных акционеров. Например, не нужно путать корпоративный шантаж и недружественное поглощение предприятия.
При враждебном поглощении происходит полный захват общества агрессором, тогда как гринмэйл в российских условиях – это, скорее, способ максимально эффективного выхода из компании, контроль над которой инициатор гринмэйла получить уже не может.
Конечно, существуют примеры корпоративного шантажа, перешедшего в поглощение компании-цели. Например, в 2000 г. группа «Альфа-Эко» получила в дар от совладельца торгового дома «Смирновъ» 45 % акций компании. Сразу после этого её офис был захвачен менеджерской командой «Альфа-Эко», а владелец 50 % акций Борис Смирнов был отстранён от руководства. Очевидно, «Альфа-Эко», начав атаку на торговый дом, выяснила, что оппонент крайне слаб, и предпочла откупным полный захват компании.
Тем не менее, такая смена приоритетов является скорее исключением из правил, поскольку конечными целями гринмэйлера всё-таки являются получение прибыли в виде отступных за отказ от претензии либо продажи своего пакета акций по завышенной цене, а также создание проблем прямому конкуренту путём его ослабления в конкурентной борьбе.
Указанные цели тесно взаимосвязаны. Используя различные юридические зацепки, позволяющие затруднить или даже парализовать работу компании, гринмэйлеры создают проблемы предприятию до тех пор, пока оно не согласится предоставить отступные.
Таким образом, деятельность гринмэйлера практически всегда направлена на дестабилизацию обстановки в обществе и нарушение его нормального функционирования. В результате действий миноритарных акционеров начинают возникать различные недоразумения, партнёры отказываются от сотрудничества, различные правоохранительные органы являются с проверками и т.д.
Опасность корпоративного шантажа заключается ещё и в том, что внешне действия гринмэйлера не нарушают каких-либо правовых запретов. Формально он лишь отстаивает предоставленные ему законом права. Поэтому признаки злоупотребления правом в действиях миноритарного акционера обнаружить непросто. О гринмэйле можно говорить только тогда, когда акционер нарушает какие-либо этические нормы корпоративного поведения, но поскольку законом вопросы этики не регулируются, противодействовать миноритариям в их стремлении ослабить предприятие достаточно сложно.
Тем не менее, сгладить негативный эффект от действий гринмэйлера возможно путём проведения основных профилактических мероприятий:

  1. Соблюдение предусмотренных законом прав акционеров, поскольку поводом для шантажа является нарушение обществом каких-либо положений закона, даже если такое нарушение носит формальный характер.
  2.  Наличие грамотной информационной политики, закреплённой во внутренних документах общества, так как большинство агрессивных действий по отношению к обществу начинается с направления в его адрес требования предоставить те или иные документы. Для решения вопроса о том, какую информацию и в каком порядке можно и нужно предоставить в ответ на такой запрос, необходимо урегулировать соответствующие вопросы во внутренних документах общества.

В то же время проблеме гринмэйла необходимо уделять должное внимание и на законодательном уровне. В большинстве развитых стран ставки налогов на доход, полученный от гринмэйла, настолько велики, что заниматься им легально экономически нецелесообразно. В России же корпоративный шантаж не только не запрещён, но и всячески пропагандируется как самая эффективная форма защиты прав миноритарных акционеров. Как следствие, появился целый ряд компаний, специализирующихся на гринмэйле. В связи с этим государство должно защищать интересы не только миноритариев, но и в целом способствовать развитию и укреплению экономических основ корпоративных отношений. Иначе последствия корпоративного шантажа отрицательно повлияют не только на деятельность отдельно взятого предприятия, но и негативно скажутся на экономике всей страны.


Источник: Консалтинговой группы «Лекс»


Контактная информация © International Board of Independent Lawyers
© Международная Ассоциация Независимых Юристов
WWW.AVAR.RU  - Юридические услуги
Документ
HELP.ru - Регистрация ООО в Москве