О нас Наши партнеры Отдел по недвижимости Новости Третейский суд Услуги Статьи и публикации Публикации о торгах Мероприятия Комиссия по правовой помощи и рассмотрению обращений иностранных граждан Контактная информация
   
Проверка членов IBIL

Поиск осуществляется по полям Ф.И.О + Дню Рождения или по ID.
Ф.И.О нужно вводить на английском языке.

Фамилия:
Имя:
Отчество:
Д.Р.: Д   М   Г
или ID:

 
 Запомнить данные авторизации на этом компьютере



Искусство жаловаться Н.В. Ветрова

Решение арбитражного суда участники спора всегда могут обжаловать в апелляционной и кассационной инстанциях.

Такое право им дают статьи 257 и 273 Арбитражного процессуального кодекса. Правда, в каждом из этих двух случаев составление жалобы имеет свои особенности. Подробно рассказали о них эксперты журнала «Практическая бухгалтерия».

 

Прежде всего, апелляционная и кассационная инстанции отличаются между собой по кругу рассматриваемых вопросов. В апелляции проверяется и обоснованность, и законность решения, то есть фактически дело рассматривается повторно с изучением всех имеющихся документов. Необходимо знать, что в апелляционной жалобе не могут быть заявлены новые требования, которые не рассматривались в суде первой инстанции. Нельзя подавать и новые документы, за исключением случаев, когда бумаги не были представлены в суд первой инстанции по уважительным причинам.

При проверке обоснованности решения судьи анализируют выводы: соответствуют ли они фактическим обстоятельствам дела.

Под законностью решения подразумевается правильность применения норм материального или процессуального права. В кассационной инстанции проверяется только законность решения. Поэтому любые ссылки на необоснованность не будут приняты в кассации.

 

Не пропустите сроки

Подателю жалобы очень важно помнить о сроках. Так, на подачу апелляции отводится месяц со дня принятия решения в полном объеме. Следует заметить, что отсчет срока начинается не с момента оглашения решения, а со дня подготовки его полного текста. И если фирма хотя бы на один день опоздает с подачей апелляции, то жалоба может быть возвращена заявителю. В таком случае отстоять свое право компания не сможет даже при помощи суда (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 3 ноября 2005 г. по делу № Ф04-6924/2005(15483-А46-10)). Но если организация обратится в суд с ходатайством, пропущенный срок может быть восстановлен. Правда, при условии, что данное «прошение» подано не позднее шести месяцев со дня принятия решения и повод для опоздания является уважительным (п. 2 ст. 259 АПК). К сожалению, список уважительных причин пропуска срока кодексом не определен.

Анализ арбитражной практики показал, что далеко не все обстоятельства судьи принимают во внимание. Например, одна кировская фирма не успела подать жалобу, объяснив это  большим объемом дела и праздничными днями, выпавшими на срок подготовки документа. Однако суд не счел доводы компании убедительными (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 6 апреля 2004 г. по делу № А28-6803/2003-265/21). Арбитры не сочтут уважительной и такую причину: фирма пропустила срок для подачи жалобы из-за того, что не была извещена о рассмотрении дела, и впоследствии не получила копию решения   (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 12 октября 2005 г. по делу № А28-18166/2004-452/9).

В некоторых случаях апелляционная жалоба может быть оставлена без движения. Это возможно, если податель не потрудился приложить к ней один из обязательных  документов. В такой ситуации суд устанавливает срок, до которого нужно устранить оплошность. В противном случае жалоба возвращается фирме.

Если апелляционная жалоба подана и принята к производству, то решение суда вступает в силу только после рассмотрения документа и вынесения постановления апелляционным судом.

Кассационную жалобу участник спора вправе подать в течение двух месяцев после вынесения постановления апелляционным судом, или в течение трех месяцев после вынесения решения судом первой инстанции (если дело не рассматривалось в апелляции). Обжаловать в кассации можно решение первой инстанции либо одновременно это решение и постановление апелляционного суда, либо только постановление апелляции.

Апелляционная и кассационная жалобы рассматриваются коллегиальным составом судей по правилам рассмотрения дел в первой инстанции с особенностями, предусмотренными главами 34 и 35 Арбитражного процессуального кодекса.

По итогам рассмотрения жалоб апелляционный и кассационный суды принимают постановление. Полный текст постановления направляется сторонам в пятидневный срок с момента его принятия. В случае отмены обжалуемого решения апелляционная инстанция выносит новое решение. Кассация при отмене может как вынести новое решение, так и отправить дело на повторное рассмотрение. В последнем случае дело изучается заново с учетом рекомендаций кассационного суда.

 

Если протестует налоговая

В случае когда спор решен в пользу организации, апелляционную и кассационную жалобу могут подать инспекторы.

Фирме сразу следует учитывать, что у налоговиков есть четкая установка – по любому спору идти до конца. Тем более что налоговые инспекции освобождены от уплаты государственной пошлины при подаче исков и жалоб в суд. Поэтому на практике львиная доля споров между предприятиями и налоговой службой проходит и через апелляцию, и через кассацию.

К судебному заседанию по апелляционной жалобе фирма должна подготовить отзыв. Хотя представление отзыва и не является обязательным, судьи апелляционного суда относятся к этому ревностно. В отзыве не следует пересказывать содержание иска (заявления). Необходимо лишь мотивированно опровергнуть доводы налоговой инспекции, изложенные в жалобе. Отзыв желательно заранее направить в апелляционный суд и налоговую по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Можно также передать через канцелярию суда и инспекции.

Как уже было сказано выше, кассационную жалобу инспекторы вправе подать в течение двух месяцев после вынесения постановления апелляционным судом, либо в течение трех месяцев после вынесения решения судом первой инстанции.

На практике довольно часто налоговики исполняют решение суда только после того, как оно пройдет через кассационную инстанцию. Это неправильно. Кассационная жалоба подается на уже вступившее в законную силу решение (ст. 273 АПК). Поэтому фирма должна добиваться его исполнения вне зависимости от того, подана инспекторами кассационная жалоба или нет. Однако по ходатайству налоговой инспекции кассационный суд отдельным определением может приостановить исполнение решения. В этом случае компании все же придется ждать окончательного вердикта арбитров.

На кассационную жалобу предприятию также нужно подготовить и направить отзыв. Подается он в том же порядке, что и отзыв на апелляционную жалобу.

 

В поисках справедливости

Если же вердикт суда не устраивает фирму, готовить и подавать жалобы придется ей самой. Решение суда можно опротестовать полностью или частично. В месячный срок со дня принятия решения компании нужно подготовить и подать жалобу в суд апелляционной инстанции. Если он оставит решение в силе, то в двухмесячный срок фирма должна будет обратиться с жалобой в кассационный суд.

Госпошлина при подаче апелляционной и кассационной жалоб фиксированная. Она не зависит от размера заявленных требований и составляет 1000 рублей (п. 12 ст. 333.21 НК).

При подготовке и оформлении апелляционной и кассационной жалоб фирме необходимо учитывать их отличия друг от друга. По форме они мало чем отличаются от заявления, предназначенного для первой инстанции арбитражного суда.

Адресуется жалоба в ту инстанцию суда, которая будет ее рассматривать, но обязательно через канцелярию суда, принявшего обжалуемое решение (постановление).

В тексте жалобы следует указать номер дела, дату принятия решения, с которым компания не согласна, а также коротко изложить резолютивную часть постановления. Далее необходимо четко сформулировать доводы и мотивы, по которым фирма считает судебный акт необоснованным или незаконным. Не нужно копировать первоначальное заявление и перегружать жалобу излишними подробностями. Важно акцентировать внимание только на те моменты, которые, по мнению организации, не были достаточно изучены и учтены судом. Каждый довод в документе должен подкрепляться ссылками на законы и материалы дела.

В итоговой части жалобы фирме нужно потребовать  полностью или частично  отменить  обжалуемое решение (постановление). Бумага должна быть подписана директором организации и заверена печатью. Главный бухгалтер или другой работник организации могут завизировать этот документ только на основании доверенности. Копию доверенности необходимо приложить к жалобе.

Также вместе с жалобой надо подать копию обжалуемого судебного акта, оригинал документа об оплате госпошлины и документ с отметкой о сдаче копии жалобы в канцелярию налоговой инспекции. При отсутствии какого-либо из вышеперечисленных документов жалоба будет оставлена без движения на срок, указанный в определении. После устранения недостатков документ принимается к производству и назначается дата судебного заседания.

Источник:  www.buhnews.ru 


Контактная информация © International Board of Independent Lawyers
© Международная Ассоциация Независимых Юристов
WWW.AVAR.RU  - Юридические услуги
Документ
HELP.ru - Регистрация ООО в Москве