О нас Наши партнеры Отдел по недвижимости Новости Третейский суд Услуги Статьи и публикации Публикации о торгах Мероприятия Комиссия по правовой помощи и рассмотрению обращений иностранных граждан Контактная информация
   
Проверка членов IBIL

Поиск осуществляется по полям Ф.И.О + Дню Рождения или по ID.
Ф.И.О нужно вводить на английском языке.

Фамилия:
Имя:
Отчество:
Д.Р.: Д   М   Г
или ID:

 
 Запомнить данные авторизации на этом компьютере



«Предоставить правовую охрану товарному знаку или… фирменному наименованию?» Юлия Стринадкина

Одной из самых сложных проблем в правоприменительной практике является ситуация, когда  одному субъекту  принадлежит товарный знак (или комбинированное обозначение с охраняемым словесным элементом), а другая сторона, являясь юридическим лицом, имеет фирменное наименование с этим словесным элементом. При этом сфера их деятельности совпадает.
В указанных спорах обычно владелец товарного знака предъявляет иск и апеллирует при этом к нормам Закона «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (российская судебная практика). При этом, другое юридическое лицо строит свою защиту на утверждении, что оно не использует чужой товарный знак, а использует свое фирменное наименование. Эти позиции позволяют судам с уверенностью удовлетворять иски владельцев товарных знаков.
Однако коммерческое обозначение (фирменное наименование) является самостоятельным объектом интеллектуальной собственности и подлежит самостоятельной правовой охране. Более того, толкование норм части 4 Гражданского кодекса РФ, вступающая в законную силу с 01.01.2008г., позволяет говорить о разграничении фирменного наименования и коммерческого обозначения, выделить их в качестве автономных объектов интеллектуальной собственности, при наступлении ряда обстоятельств.
 Разграничить товарный знак и фирменное наименование возможно следующим образом:
Согласно ст. 1 ФЗ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» понимает под товарным знаком обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг (далее – товары) юридических или физических лиц.
Таким образом, товарный знак находит свое выражение в словесном, изобразительном, объемном или ином, в том числе, комбинированном обозначении (структурные элементы), и имеет целью отличить товар одного юридического лица или индивидуального предпринимателя от однородных товаров других субъектов гражданского оборота.
Намного сложнее обстоит дело с фирменным наименованием. В первую очередь, причиной проблем, связанных с этим объектом интеллектуальной собственности, является отсутствие кодифицированной законодательной базы в этой области, что порождает многочисленные диспуты о непризнании фирменного наименования в качестве самостоятельного и полноправного объекта интеллектуальной собственности. Между тем,  право на фирменное наименование (коммерческое обозначение), на сегодняшний день, защищено в силу положений следующих законодательных актов:
Конвенция, учреждающая всемирную организацию интеллектуальной собственности (подписана в Стокгольме 14 июля 1967 года и изменена 02 октября 1979г., вступила в силу для России с 26.04.1970), Парижская конвенция по охране промышленной собственности от 20.03. 1883г. (в послед. ред. от 1979г.), ГК РФ, Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 22.06.1927г. «О введение в действие положения о фирме» (указанный нормативный акт действует на сегодняшний день, содержит спектр очень интересных положений  актуальных на сегодняшний день, и не заслуженно обходится стороной, правоприменительной практикой).
Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Соответственно, положение вышеуказанных Конвенций являются обязательными для применения на всей территории Российской Федерации.
В силу п. 8 Парижской конвенции фирменное наименование (коммерческое обозначение) охраняется во всех странах Союза по охране промышленной собственности без обязательной подачи заявки или регистрации и независимо от того, является ли оно частью товарного знака. Согласно ст. 2 Конвенции, учреждающей всемирную организацию интеллектуальной собственности, в объекты интеллектуальной собственности настоящая Конвенция, среди прочих, выделяет фирменные наименования. Следовательно, на уровне международного права и международных соглашений, которые ратифицированы Россией, фирменное наименование признается полноправным и самостоятельным объектом интеллектуальной собственности, наряду с товарными знаками, научными открытиями, авторским и патентным правом.

Согласно ст. 54 ГК РФ, юридическое лицо имеет право на свое наименование, содержащие указание на его организационно – правовую форму. Наименования некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а также некоторых коммерческих организаций в предусмотренных законом случаях должны иметь указания на характер деятельности юридического лица. Например, ФЗ «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995г. № 208-ФЗ (в послед. ред.) установлено обязательное указание на тип общества (закрытое или открытое). В соответствии с ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» от 3 февраля 1996г. № 17-ФЗ (в ред. от 7 августа 2001г.) фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер деятельности этого юридического лица посредством использования слов «банк» или «небанковская кредитная организация», а также указание на его организационно – правовую форму и т.д. Между тем п. 4 ст. 54 ГК РФ устанавливает, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование, и если это фирменное наименование зарегистрировано в установленном законом порядке, то юридическое лицо имеет исключительное право на его использование.
Следовательно, если товарный знак призван отличать продукт (товар, услугу) одного юридического лица или индивидуального предпринимателя от товаров, услуг прочих субъектов гражданского оборота в одной и той же сфере, то фирменное наименование имеет целью отличать одно юридическое лицо (или индивидуального предпринимателя) от другого юридического лица (индивидуального предпринимателя), как участника предпринимательской деятельности.
Таким образом, отрицать существование такого объекта интеллектуальной собственности, как фирменное наименование, бессмысленно, поскольку существуют способы правовой защиты, в силу толкования норм международных договоров, несмотря на то обстоятельство, что в национальном гражданском законодательстве фактически отсутствует легитимное определение настоящего объекта интеллектуальной собственности, а также не определен его правовой статус.
Используя свое фирменное наименование или товарный знак необходимо учитывать, что указанные объекты подлежат правовой охране независимо друг от друга, несмотря на то, что фирменное наименование может быть частью товарного знака. При данных обстоятельствах, необходимо соблюдение правил  преждепользования (включая, правила конвенционного приоритета).


Источник: http://www.lexgroup.ru/



Контактная информация © International Board of Independent Lawyers
© Международная Ассоциация Независимых Юристов
WWW.AVAR.RU  - Юридические услуги
Документ
HELP.ru - Регистрация ООО в Москве