О нас Наши партнеры Отдел по недвижимости Новости Третейский суд Услуги Статьи и публикации Публикации о торгах Мероприятия Комиссия по правовой помощи и рассмотрению обращений иностранных граждан Контактная информация
   
Проверка членов IBIL

Поиск осуществляется по полям Ф.И.О + Дню Рождения или по ID.
Ф.И.О нужно вводить на английском языке.

Фамилия:
Имя:
Отчество:
Д.Р.: Д   М   Г
или ID:

 
 Запомнить данные авторизации на этом компьютере



Делу время, а доказательствам час Филипп Багрянский

Имея определенный опыт по защите прав доверителей в Европейском Суде по правам человека, мы хотели бы обратить внимание адвокатов на одну проблему, с которой сталкивается любой адвокат, представляющий интересы граждан и организаций в Европейском Суде. Проблема заключается в том, что рассмотрение жалобы в Европейском Суде является, наверное, одной из самых длительных правовых процедур и, в отличие от других, о ее длительности известно заранее.

В связи с этим хотелось бы дать несколько практических советов, которые, на наш взгляд, могут быть полезны адвокатам, представляющим интересы доверителя в Европейском Суде.

СОВЕТ ПЕРВЫЙ: РАЗЪЯСНЯЙТЕ

Подробное разъяснение будущему доверителю того обстоятельства, что срок рассмотрения жалобы в Европейском Суде является очень большим, – один из самых важных этапов при заключении соглашения на представительство интересов в Европейском суде.

Поскольку во взаимоотношениях адвоката и доверителя главное – это честность и взаимное доверие, то адвокат ни в коем случае не должен действовать таким образом, чтобы у доверителя создавалось искаженное или неполное представление о каких-либо аспектах обращения в Европейский Суд, в том числе и о сроке рассмотрения жалобы.

Во-первых, доверитель должен понимать, что ни Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, ни какими-либо другими нормативными правовыми актами не устанавливается четко ограниченных или даже приблизительных сроков рассмотрения дела. Единственное, что можно сказать, – это то, что дела в принципе должны рассматриваться в порядке поступления в Европейский Суд и по мере их готовности к рассмотрению.

Доверитель должен понимать, что адвокат в этом вопросе может ориентироваться только на практику Европейского Суда по другим делам. Вместе с тем практика со временем может измениться как в лучшую, так и в худшую сторону, и совершенно неизвестно, что произойдет, например, года через четыре. По нашим наблюдениям, сроки рассмотрения в последнее время только увеличиваются.

На скорость рассмотрения дела влияет большое количество обстоятельств, начиная от сложности и объема дела и заканчивая работоспособностью конкретного работника Европейского Суда, занимающегося тем или иным делом.

Также для наглядности рекомендуем продемонстрировать доверителю постановления Европейского Суда по другим делам, поскольку в настоящее время во всех постановлениях указываются дата подачи жалобы. Таким образом, легко высчитать, сколько в общей сложности занял срок рассмотрения того или иного дела.

Во-вторых, доверителю необходимо разъяснить, что, хотя адвокат и может повлиять на скорость прохождения дела (например, ходатайствовать о приоритетном порядке рассмотрения), но не в его власти сделать так, чтобы дело было рассмотрено так быстро, как того хочет доверитель.

Адвокат должен убедиться, что доверитель правильно понял все его разъяснения. Кроме того, по нашему мнению, для того чтобы избежать в будущем каких-либо упреков и претензий, следует отразить эти разъяснения в соглашении с доверителем.

СОВЕТ ВТОРОЙ: НЕ ТЕРЯЙТЕ СВЯЗЬ

За длительный срок рассмотрения жалобы связь адвоката с доверителем может оборваться по множеству причин: доверитель может уехать жить в другой город или страну, поменять телефон, отбывающий наказание может быть переведен в другое учреждение и т.п.

Между тем, секретариат Европейского Суда в любое время может попросить представить, например, дополнительные сведения, которые известны только доверителю. При этом любая задержка или отсутствие ответа могут быть истолкованы Европейским Судом как незаинтересованность в продолжении разбирательства по жалобе, что в конечном счете может привести к прекращению производства по делу. Связь с доверителем может потребоваться и по целому ряду иных причин.

Именно поэтому адвокат при заключении соглашения должен уделить особое внимание тому, каким образом он будет поддерживать связь с доверителем. Рекомендуем собрать как можно больше информации о доверителе и о людях, которые помогут связаться с ним в случае утери связи, а также прямо указать в соглашении на его обязанность извещать адвоката о смене адреса, телефона и т.д. и на то, что в случае невыполнения этой обязанности ответственность за все неблагоприятные последствия несет сам доверитель. Полагаем, что внесение в соглашение такого пункта заставит доверителя более ответственно относиться к поддержанию связи с адвокатом.

Необходимо отметить, что похожие проблемы могут возникнуть и при представлении интересов в Европейском Суде юридических лиц. Однако работа с юридическими лицами имеет свои особенности. Например, юридическое лицо может ликвидироваться, реорганизоваться. Кроме того, у него могут смениться учредители или «ответственные лица» - директор, начальник юридической службы и т.п., что также может повлиять на контакт с юридическим лицом. Дать краткий совет в этом случае очень трудно, поэтому подробно данная тема будет освещена нами в другой статье.

СОВЕТ ТРЕТИЙ: НЕ ТЕРЯЙТЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

С длительностью рассмотрения жалоб в Европейском Суде связаны и некоторые особенности работы с доказательствами. Во-первых, адвокат должен принять меры по сохранению имеющихся у доверителя документов и вещественных доказательств. Рекомендуем по возможности взять их на хранение, так как у доверителя они могут быть изъяты представителями власти или другими лицами либо утрачены в результате небрежности либо случайности.

Во-вторых, адвокат должен срочно собрать все доказательства, которые не находятся в распоряжении доверителя. Необходимо как можно скорее опросить всех лиц, которые могут являться свидетелями по делу, а также принять меры по сохранению контактов со всеми опрошенными свидетелями, поскольку в дальнейшем может понадобиться повторно опросить их, для того чтобы дополнить или уточнить ранее полученные показания. Кроме того, следует собрать все необходимые документы, так как они могут быть уничтожены или в связи с истечением срока хранения, или умышленно с целью сокрытия доказательств, и т.д.

СОВЕТ ЧЕТВЕРТЫЙ: НЕ ТЕРЯЙТЕ ВРЕМЯ

Как мы уже указали выше, не во власти адвоката сделать так, чтобы дело доверителя было рассмотрено так быстро, как того хочет доверитель. Между тем полагаем, что адвокат все-таки может принять некоторые меры для того, чтобы постановление по делу доверителя было вынесено без дополнительных задержек.

Во-первых, адвокат не должен допустить каких-либо проволочек.

Так, адвокат должен стараться как можно быстрее исчерпать все внутренние средства правовой защиты в случае, если это еще не сделано.

Некоторые адвокаты направляют жалобы в Европейский Суд спустя несколько месяцев после исчерпания всех внутренних средств правовой защиты. Мы рекомендуем направлять жалобу практически сразу. Тем самым можно приблизить вынесение постановления на несколько месяцев.

Мгновенному направлению жалобы препятствуют два обстоятельства.

Первое состоит в том, что адвокат далеко не всегда может сразу получить копию кассационного определения, поскольку, как правило, ее выдает суд, рассматривавший дело по первой инстанции, а отправка дела из суда кассационной инстанции обратно в суд первой инстанции занимает длительное время. В связи с этим рекомендуем направлять жалобу в Европейский Суд, не дожидаясь получения копии кассационного определения. В жалобе необходимо указать, что кассационное определение вынесено такого-то числа, однако его копия судом не вручена и будет выслана в Европейский Суд сразу же после ее получения. В дальнейшем, после получения копии кассационного определения, в случае необходимости можно дополнить свою жалобу анализом данного определения.

Второе заключается в том, что, поскольку написание жалобы достаточно трудоемкий и, соответственно, длительный процесс, она может быть просто не готова к отправке в Европейский Суд. В связи с этим рекомендуем начинать писать жалобу с таким расчетом, чтобы к моменту исчерпания всех внутренних средств правовой защиты она была практически подготовлена. Если же в силу каких-либо причин это сделать не удается, можно послать сначала краткую жалобу, а потом досылать дополнения к ней по мере готовности.

Во-вторых, советуем не пользоваться обычной почтой, а отправлять жалобу с помощью курьерской службы, что поможет выиграть около месяца. Также можно отправить жалобу сначала с помощью факсимильной связи, однако в этом случае необходимо выслать оригинал жалобы почтой – обычной или курьерской.

В-третьих, полагаем, что более быстрому продвижению дела способствует тщательное следование инструкциям суда по оформлению документов. В любом случае все документы должны быть удобочитаемыми: всегда удобнее работать с правильно оформленной и напечатанной жалобой, чем с жалобой, написанной от руки.

Мы убеждены, что выполнение перечисленных требований может значительно сократить срок рассмотрения жалобы: «выигранные» дни складываются в недели, а недели - в месяцы. Иногда таким образом удается «выиграть» более полугода, что, согласитесь, уже не мало.

Кроме того, действуя без проволочек, адвокат как бы перекладывает моральную ответственность за длительность срока рассмотрения на Европейский Суд, и доверитель уже не сможет упрекнуть адвоката в том, что жалоба рассматривается слишком долго в том числе и по его вине.

Наверное, наши советы могут показаться совершенно очевидными и простыми, но, на наш взгляд, они могут принести ощутимую пользу. Если бы нам кто-нибудь в свое время рекомендовал действовать таким образом, мы избежали бы некоторых ошибок и трудностей.

Источник: Адвокатское бюро "Багрянский, Михайлов и Овчинников"




Контактная информация © International Board of Independent Lawyers
© Международная Ассоциация Независимых Юристов
WWW.AVAR.RU  - Юридические услуги
Документ
HELP.ru - Регистрация ООО в Москве