О нас Наши партнеры Отдел по недвижимости Новости Третейский суд Услуги Статьи и публикации Публикации о торгах Мероприятия Комиссия по правовой помощи и рассмотрению обращений иностранных граждан Контактная информация
   
Проверка членов IBIL

Поиск осуществляется по полям Ф.И.О + Дню Рождения или по ID.
Ф.И.О нужно вводить на английском языке.

Фамилия:
Имя:
Отчество:
Д.Р.: Д   М   Г
или ID:

 
 Запомнить данные авторизации на этом компьютере



Правоспособность суда А.Х. Гольмстен

Под правоспособностью суда разумеется наличность в нем всех не­обходимых условий осуществления судебной власти, являющейся уже его обязанностью. Эти необходимые условия суть личные и предметные; соответственно этому и правоспособность может быть разделена на лич­ную и предметную.

А.  Личная правоспособность суда

Под личной правоспособностью суда разумеется наличность таких условий осуществления им судебной власти, которые касаются его лич­ного состава. Состав этот должен быть надлежащим и притом в трояком отношении: а) относительно служебной легитимации судей, б) относи­тельно числа их и в) относительно дела, подлежащего судебному рас­смотрению.

а) По отношению к служебной легитимации судей состав суда будет надлежащим, когда судьи призваны к отправлению судейских обязанно­стей с соблюдением установленных законом условий. Это призвание к отправлению судейских обязанностей может исходить или от самих тя­жущихся, или от местного общества, или от судебной коллегии, или от центрального органа административной власти, имеющего надзор за су­дебными установлениями, или непосредственно от верховной власти. Что касается аа) призвания к судейской должности со стороны самих тяжу­щихся, то это явление исключительное, ибо, по общему правилу: 1) дело отправления правосудия находится в руках органов государственной вла­сти, а не частных лиц; 2) лицо, призванное к судебной деятельности, при­зывается на постоянную службу для решения или участия в решении дел, входящих в ведение данного органа власти, а не призывается ad hoc для решения одного, данного дела. В виде исключения и наш устав допускает третейский суд, т.е. суд частного лица, избранного тяжущимися. О тре­тейском суде будет изложено нами ниже, бб) Судья может быть призван к отправлению своей обязанности и местными жителями. В этом случае говорят о выборном начале. Начало это применимо с успехом в тех слу­чаях, когда желательно, чтобы судья принадлежал к числу местных жите­лей, хорошо известных обитателям данного района. Государство лишь указывает на условия, которым избираемый должен удовлетворять, опре­деляет порядок избрания и утверждает избранного в должности. Наш ус­тав применил выборное начало к мировым судьям. Выборы мировых су­дей производятся в столицах и в г. Одессе - городскими думами, а в ос­тальных частях Империи, где мировая юстиция не упразднена, - уездны­ми земскими собраниями1. За три месяца до выборов составляется список лиц, имеющих право быть выбранными2; в списки эти вносятся: 1) все со­стоящие в должности почетных и участковых мировых судей, и 2) все лица, числящиеся по уезду и имеющие право быть избранными3. Этот список отсылается к губернатору, который сообщает думе или земскому собранию свои замечания о лицах, незаконно внесенных в список4, и рас­поряжается об опубликовании последнего. Лица, внесенные в списки, но не желающие быть избранными, должны подать о том заявление перед выборами ; так что внесение лица в список происходит отнюдь не по его просьбе, как это делается на практике, - просить можно не об избрании в судьи, а о неизбрании. Затем происходят выборы, и список лиц избран­ных представляется: один экземпляр в 1-й департамент правительствую­щего сената6, а другой (это - временная мера) - губернатору или градона­чальнику, который делает замечания о нравственных качествах и о благо­надежности лиц избранных7. Мировые судьи утверждаются 1-м департаментом правительствующего сената, который относительно лиц, против коих высказался губернатор или градоначальник, сносится с министром юстиции1. Избираются мировые судьи на три года2, вв) Судьи могут быть призваны к отправлению своих обязанностей и ту коллегию, в которой открылась судейская вакансия. Несомненно, наиболее компетентными лицами в избрании судей являются члены той коллегии, в которой изби­раемый будет отправлять свои обязанности. В случае открытия вакансии члена в судебной палате и в окружном суде, общее собрание палаты или суда избирает удовлетворяющих законным требованиям кандидатов; ли­цо, подлежащее избранию, не просит об избрании его, а изъявляет свое согласие или несогласие на принятие должности3. Представление о лицах избранных поступает через старшего председателя судебной палаты к министру юстиции, который представляет о них Императорскому Вели­честву4 для назначения на должность5. Затем, гг) судьи могут быт при­званы и центральным органом, имеющим надзор за судебными установ­лениями. По уставам, это право призвания предоставляется министру юс­тиции и притом в двоякой форме: как право самостоятельное и как право субсидиарное. В первом случае а) министр юстиции представляет Импе­раторскому Величеству кандидатов на вакансии председателя и товари­щей председателя окружных судов, старшего председателя и председате­лей департаментов судебной палаты для назначения на должность6; б) в некоторых губерниях, мировые судьи назначаются министром юстиции . Во втором же случае а) министр юстиции, представляя Императорскому Величеству о кандидатах на судейские должности, указанных окружным судом или судебного палатою, представляет и от себя о других лицах, имеющих право занять судейскую должность8, и б) министр юстиции представляет 1-му департаменту сената кандидатов на должность миро­вого судьи в том случае, когда число лиц, которые могли бы быть избра­ны судьями, будет недостаточно9.

Законы 12 июля 1889 г. приняли лишь систему призвания к судебно-административной и судебной службе центральными органами власти, а именно, министерствами юстиции и внутренних дел: во-1-х, уездные члены окружного суда, судя по общему смыслу законов, назначаются министром юстиции из членов окружных судов; во-2-х, городские судьи назначаются тем же министром из числа лиц, удовлетворяющих требова­ниям назначения на должности по судебному ведомству1; в-3-х, непре­менные члены губернских присутствий избираются губернатором, по со­вещании с губернским предводителем дворянства, из числа местных дво­рян и утверждаются Высочайшими приказами по министерству внутрен­них дел2; наконец, в-4-х, что касается земских начальников, то на каждую вакантную должность губернатор, по совещании с губернским и местным уездным предводителями дворянства, избирает по одному кандидату из особого списка местных дворян, могущих занять должность земского на­чальника, который ведется по каждому уезду, а в случае невозможности пополнить все требуемое число кандидатов, из внесенных в этот список лиц, - производит выбор недостающего числа кандидатов из списков других уездов той же губернии. Об избранных, на этом основании, кан­дидатах губернатор представляет министру внутренних дел, с приложе­нием мнения предводителей дворянства в тех случаях, когда представ­ляемое губернатором лицо избрано им вопреки заявлениям одного или обоих предводителей3. Министр внутренних дел утверждает в должно­стях тех из числа избранных губернатором или предложенных предводи­телями кандидатов, к назначению которых на должности земских началь­ников не встречает препятствий. Если министр не найдет возможным ут­вердить кого-либо из означенных кандидатов, то предлагает губернатору избрать другое лицо4. Наконец, дд) судьи могут быть призваны к отправ­лению службы непосредственно монархом. Так у нас сенаторы кассаци­онных департаментов сената и первоприсутствующие назначаются Вы­сочайшими именными указами по непосредственному усмотрению Им­ператорского Величества5.

Вышеуказанными способами судьи призываются и назначаются на службу, если они удовлетворяют законным условиям. Условия эти не­сколько разнообразятся, смотря по тому, идет ли речь о судьях общих или мировых судьях, или земских начальниках. Что касается условий первого рода, то они могут быть сведены к трем группам: 1) Физические условия. Условия эти прямо в законе не определены, а понимаются сами собою.

Отсутствие чувств и умственных сил, необходимых для отправления су­дейских обязанностей, препятствует назначению на службу. Так, не могут быть назначаемы глухие, глухонемые, слепые, сумасшедшие, безумные и т.п. 2) Условия нравственные. Это суть условия, благодаря которым судья внушает к себе общее доверие. Доверия этого не внушают; а) иностран­цы1, б) лица, лишенные чести, каковыми признаются: состоящие под следствием или судом за преступления и проступки, а равно и подверг­шиеся по судебным приговорам, за противозаконные деяния, заключе­нию в тюрьме или иному более строгому наказанию, и те, которые, быв под судом за преступления и проступки, влекущие за собою таковые на­казания, не оправданы судебными приговорами (т.е. приговорены за та­ковые преступления к более мягкому наказанию) и, наконец, исключен­ные из службы по суду или из духовного ведомства за пороки или же из среды общества или дворянских собраний по приговорам тех сословий, к которым они принадлежат; в) все лица, объявленные несостоятельными должниками, безотносительно к свойству несостоятельности и г) лица, состоящие под опекою за расточительство . 3) Условия умственные. Сю­да относится известный образовательный и служебный ценз. Относи­тельно первого условия требуется, чтобы судейские должности были за­нимаемы лицами, имеющими аттестаты университетов и других высших учебных заведений об окончании курса юридических наук или о выдержании экзамена в этих науках. Что же касается служебного ценза, то он или может заменить собою недостающий образовательный ценз, - так лица, не получившие юридического образования могут быть судьями, ес­ли доказали на службе свои познания по судебной части3, - или же он требуется сверх юридического образования; так, занять высшую судей­скую должность может лишь лицо, состоявшее на другой низшей не ме­нее трех лет4; в члены окружных судов могут быть назначаемы лица, со­стоявшие присяжными поверенными не менее 10 лет и получившие от совета аттестат, и от судебного места, при котором они состояли, свиде­тельство о точном, исправном и безупречном во все сие время исполне­нии своих обязанностей . Только для занятия должности первоприсутст­вующего в кассационном департаменте сената число лет службы в долж­ности сенатора законом не определено6.

Условия избрания в мировые судьи несколько иные. К физическим условиям закон прибавляет еще 25-ти-летний возраст1 - этого требования не выставлено относительно общих судов, не потому, что лица, входящие в их состав, могут быть и моложе этого возраста, а потому, что, в виду требования образовательного и служебного ценза, нельзя предположить, что кандидатами на судейские должности явятся лица моложе 25 лет. Нравственные условия одни и те же2, лишь за исключением русского подданства; из чего можно заключить, что и иностранцы могут быть из­бираемы в мировые судьи. - Относительно умственных условий имеются две особенности: говорится об образовании вообще, а не юридическом образовании и в отсутствие образовательного ценза служебный ценз оп­ределен тремя годами службы по судебному ведомству3. Затем закон за­прещает избирать священнослужителей и церковных причетников4. От­сутствие в законе этого запрещения относительно общих судов понятно, - необходимое требование служебного ценза для занятия судейской должности закрывает упомянутым лицам путь к этим должностям, доко­ли они принадлежат к священно- и церковнослужителям.

Самыми характерными условиями избирания мировых судей явля­ются два: принадлежность к числу местных жителей и имущественный ценз. Что касается первого условия, то оно имеет существенное значение в мировой юстиции, ибо, по мысли законодателя, мировой судья есть су­дья местный, - избираемый местными жителями, применяющий при ре­шении дел и местные обычаи. Об условии этом закон не распространяет­ся: о нем только лишь вскользь упоминается; это объясняется тем, что за­кон требует от лица избираемого имущественный ценз в виде недвижи­мого имущества, находящегося в той местности, где это лицо избирается. В мировые судьи могут быть избираемы только лица или сами владею­щие или жены, либо родители коих владеют или пространством земли вдвое против того, которое определено для непосредственного участия в избрании гласных в уездном земском собрании или другим недвижимым имуществом, ценою не ниже 15 тысяч, а в городах - недвижимою собст­венностью: в столице — не менее 6 тысяч, а в прочих городах - не менее 3 тысяч рублей5. Хотя в законе прямо и не говорится, что ценз должен на­ходиться в месте избрания, но это вытекает из следующих соображений: 1) требование, чтобы мировой судья был местный житель - в виду отсутствия других условий - только достигается путем выполнения другого требования, а именно, чтобы ценз находился в месте избрания; 2) в изби­рательный список вносятся все, не заявившие о своем нежелании быть избранными, лица, «числящиеся по уезду»1, т.е. владеющие сами или ро­дители, или жены коих владеют недвижимостью в уезде или городе; ни земства, ни дума не могут знать о лицах, хотя и живущих в данном уезде или городе, но владеющих имуществом, дающим им право быть избран­ными в другом уезде или городе. Лица эти и попасть в списки не могут. Иной вопрос - должен ли весь требуемый законом ценз находиться в уез­де или городе избрания. Закон этого не требует. Ценз может находиться «в разных местах и не только в той губернии, где избираемые имеют свое местожительство, но и в других»2. Из этого положения видно, что лишь часть ценза должна находиться в месте избрания, а недостающая часть может находиться и в других местах. Но из положения этого отнюдь нельзя делать того вывода, что весь ценз может находиться вне места из­брания. Закон ведь говорит: «в разных местах», а не в «другом месте»; «разный» указывает тут не на разность места избрания и места нахожде­ния ценза, а на разность мест нахождения частей ценза, из коих хотя бы одна должна находиться на месте избрания. Пункт 1 примеч. к 19 ст. учр. суд. устан. содержит, однако, выражение, противоречащее смыслу зако­на; в нем говорится, что лицо, баллотирующееся «не в месте нахождения его ценза», должно представить удостоверение и т.д. Это выражение дает как бы основание думать, что возможно баллотирование лица с чужеме-стным цензом; мнение это, однако, опровергается тем, что 1) примечание это - позднейшее прибавление3 и не может быть истолковано, как закон, ниспровергающий начало, принятое в текст закона. Это - редакционная неточность. 2) Примечание это может быть истолковано в таком смысле, что тут речь идет о случае, когда лишь часть ценза находится вне места избрания. - По исключению земскому собранию и думе предоставляется право избирать в мировые судьи лиц и неудовлетворяющих специальным условиям избрания мировых судей - лица эти должны быть избраны еди­ногласно4. Так что избраны могут быть: не местные жители, лица, не дос­тигшие 25-ти-летнего возраста, не получившие никакого образования и не служившие, и лица, не имеющие имущественного ценза. Для избрания в мировые судьи лиц, не удовлетворяющих законным условиям (за ис­ключением физических и нравственных), требуется единогласное постановление лишь один раз; при последующем избрании достаточно боль­шинство голосов1.

Наконец, что касается условий назначения земских начальников, то физические и нравственные условия те же2, какие предъявляются к миро­вым судьям; остальные условия несколько изменены, а именно: во-первых, введено новое условие - принадлежность к местному потомст­венному дворянству, хотя и не в виде абсолютного условия, и во-вторых, образовательный, имущественный, служебный и сословный цензы поста­новлены в известное соотношение; так, а) лица, прослужившие в губер­нии не менее трех лет в должности предводителя дворянства, могут быть назначаемы земскими начальниками, хотя бы они не имели образова­тельного или имущественного ценза3; б) закон, для условия назначения на три категории, к первой относит: потомственное дворянство, высшее об­разование или трехлетнюю службу в должности мирового посредника или судьи, члена крестьянского присутствия или земского начальника и владение землею в уезде в размере не менее половины того, которое тре­буется для участия в избрании земских гласных, или других, недвижи­мым имуществом, оцененным не ниже семи тысяч пятисот рублей , вто­рую категорию составляют условия, применимые в тех случаях, когда нет лиц, удовлетворяющих первым, а именно, местное потомственное дво­рянство, среднее образование и служба в гражданских или военных чинах и владение землею в размере вдвое большем против первой категории или другим недвижимым имуществом ценностью не ниже пятнадцати тысяч рублей; но этот имущественный ценз сводится к одной усадьбе в пределах уезда, если лицо получило высшее образование или прослужило не менее трех лет в должностях, перечисленных в первой категории усло­вий5; наконец, третью категорию образуют условия, применимые при от­сутствии лиц, удовлетворяющих условиям второй категории, а именно: высшее образование, - ни сословного, ни образовательного, ни служебно­го ценза не требуется6.

Судья может быть уволен от службы лишь по причинам, указанным в законе. Причины эти суть: 1) неявка на службу в течение одного месяца со дня его определения7; 2) тяжкая, не дозволяющая вовсе являться на службу, болезнь в течение одного года1; 3) преступление или проступок, относящееся или не относящиеся к службе, соединенные и несоединен­ные с потерею права на службу; вопрос об оставлении судьи на службе или увольнении от нее при осуждении за преступление, не относящееся к службе и несоединенное с потерею права на службу, передается на обсу­ждение высшего дисциплинарного присутствия сената ; постановление присутствия требуется и при увольнении судьи, подвергшегося личному задержанию за долги и объявленного несостоятельным должником3; 4) отчуждение мировым судью имущества, показанного при выборах в виде ценза4; 5) обнаружение изначального отсутствия одного из условий определения на службу; 6) принятие должности или звания, несовмести­мых по закону с должностью судьи5; сюда относятся: принятие судьею государственной или общественной должности; только мировым судьям дозволяется принять звание гласного земского собрания и почетные должности в местных богоугодных и учебных заведениях6; принятие судьею какой-либо должности в частном торговом или промышленном товариществе; если в течение трех месяцев со времени принятия должно­сти, он не подаст прошения об отставке, то увольняется от службы7; 7) совершение таких служебных упущений, которые хотя и не влекут за собою привлечения его к уголовной ответственности, но, по своему зна­чению или многократности, свидетельствуют о несоответствии судьи за­нимаемому им положению или о явном с его стороны пренебрежении к своим обязанностям, и 8) совершение вне службы таких противных нрав­ственности или предосудительных поступков, которые хотя и не имели последствием привлечение его к уголовной ответственности, но, будучи несовместны с достоинством судейского звания и получив огласку, ли­шают совершившего их судьею доверия и уважения. В последних двух случаях виновный увольняется, по инициативе министра юстиции, выс­шим дисциплинарным присутствием правительствующего сената8. Неза­висимо от увольнения, судья может быть временно устранен от должно­сти при привлечении его к следствию или суду за неслужебные преступ­ления, влекущие тюремное заключение или более строгое наказание9.

Что касается земских начальников, то они увольняются губернским присутствием, которое входит о том с представлением через губернатора, к министру внутренних дел. Поводы к увольнению суть: 1) упущения по службе, обнаруживающие явное нерадение или неспособность к успеш­ному исполнению обязанностей; 2) вне-служебные противные нравст­венности или предосудительные поступки; 3) присуждение судом, в по­рядке уголовном, к какому-либо наказанию или взысканию за преступле­ния или проступки вне службы; 4) объявление несостоятельным должни­ком, и 5) личное задержание за долги1. Городские же судьи, увольняются от должности по определению консультации, при министерстве юстиции, учрежденной с утверждения министра юстиции2 по причинам, указанным в уставах. Наконец, закон не дозволяет: 1) переводить судей общих и мировых судов без их просьбы из одной местности в другую3, и 2) пере­мещать, в виде взыскания, применяемого к другим должностным лицам4, на низшую должность5. Из общего правила о невозможности перевода судей без их просьбы на ту же должность в другую местность установле­но одно исключение: министр юстиции может предложить подать прось­бу о переводе такому судье, который поставил себя образом своих дейст­вий в месте служения в положение, подающее основательный повод со­мневаться в дальнейшем спокойном и беспристрастном исполнении сво­их обязанностей; если это предложение будет судьею отвергнуто, то ми­нистр передает дело на обсуждение высшего дисциплинарного присутст­вия, которое и может постановить о переводе судьи на равную судейскую должность в другой местности6.

б) По отношению к числу судей состав суда будет надлежащим, когда в решении дела принимает участие определенное в законе число должно­стных лиц. Судебная организация с этой стороны может быть построена или на начале единоличном или на начале коллегиальном. О первом го­ворится тогда, когда в состав суда входит одно лицо; о втором - когда их несколько (не менее трех). Коллегиальное начало имеет за себя все пре­имущества пред началом единоличным; оно обеспечивает справедли­вость и правильность решения дел; первое - потому, что становятся не­возможными подкуп и одностороннее увлечение; второе - потому, что облегчается разрешение трудных подчас вопросов толкования и приме

нения закона. Если начало это иногда и не применяется, то причина этого лежит не в нем самом, а в других обстоятельствах и соображениях прак­тического характера. Так наш законодатель принял это начало относи­тельно общих судов во всех инстанциях, но к организации особенных су­дов применение его в судах первой инстанции было признано неудоб­ным: принято начало единоличности, так что единоличными судьями яв­ляются: мировой судья, городской судья, земский начальник, уездный член окружного суда, а коллегиальные суды суть: окружной суд, судеб­ный палаты, кассационный департамент сената, уездный съезд и губерн­ское присутствие. Главное препятствие к применению коллегиального начала заключается в следующем. Законодатель желал создать суд, близ­кий к населению, и суд, в состав которого входили бы, по возможности, образованные люди. Достигнуть того и другого можно было только при­няв начало единоличное; неоткуда было взять громадное число образо­ванных людей, необходимое при коллегиальном устройстве.

Основательные доводы противников коллегиального начала должны быть приняты законодателем в соображение и вызывать соответствую­щие меры. То опасение, что в коллегии один из членов может подчинить своему влиянию остальных, устраняется тем, что все члены коллегии со­вершенно равноправны, и председатель является не начальником, а чле­ном, на которого возложены лишь некоторые особенные обязанности. Не нарушается равноправное положение председателя в коллегии тем, что ему вверяется ближайший надзор за скорым и правильным движением дел и за точным исполнением должностными лицами своих обязанно­стей, а также и тем, что на него возлагается обязанность устранять обна­руженные упущения и привлекать виновных к дисциплинарной ответст­венности1. То же самое значение имеет тот закон, по которому при реше­нии дела сначала высказывает свое мнение младший из членов, которому, предполагается, неизвестно мнение старшего ; на то же направлено за­прещение присутствовать в одном и том же заседании судьям, состоящим между собою в родстве по прямой линии без ограничения степеней, а в боковых до четвертой и в свойстве до второй степени включительно . За­тем, тот довод, что при коллегиальном устройстве судов совершение не­которых судебных действий всею коллегию затруднительно, устраняется тем, что действия эти поручаются одному из членов. Так, управление хо­дом заседания поручается председателю суда4, он же принимает исковые прошения и производит законные по ним распоряжения ; на него же воз­лагается в случаях, не терпящих отлагательства, принимать меры обеспе­чения исков2; он назначает судебных приставов для исполнения решения3 и т.д. Точно также на отдельных членов возлагаются обязанности: на­блюдения за каждым делом , допрос свидетелей вне суда5, допрос околь­ных людей , производство осмотра на месте7, производство исследования чрез сведущих людей8, производство проверки записок и счетов с под­линными книгами и актами9 и т.д. Наконец, то соображение, что при кол­легиальном устройстве на практике трудно достигнуть того, чтобы число судей в заседании всегда было полное, что производство дела будет затя­гиваться из-за неприбытия членов суда, - ослабляется тем, что в небыт­ность председателя место его со всеми его правами и обязанностями за-нимает старший из присутствующих членов , а в случае недостатка на­личных членов для составления заседания председатель назначает члена другого отделения или департамента суда, младшего по назначению в это звание , а в случае невозможности сделать это, председатель приглашает в окружный суд - местного судебного следователя, а если он занят произ­водством следствия, то одного из почетных мировых судей, а в судебную палату - члена местного окружного суда, по назначению председателя этого суда, за исключением участвовавших в решении дел, подлежащих суждению в этом заседании палаты12.

в) По отношению к данному делу состав суда будет надлежащим, ко­гда ни один из судей не находится в особых личных отношениях к делу, препятствующих ему относиться к последнему с должным беспристра­стием. Наш устав сюда относит следующие отношения13: 1) когда судья, жена его или родственники его в прямой линии без ограничения степени, а в боковых - родственники первых четырех и свойственники первых трех степеней, имеют участие в деле, т.е. являются истцами, ответчиками, пособниками, поверенными и т.д. Родство тут понимается в смысле род­ства, признанного законом, а потому имеет значение и естественное род­ство т.е. по внебрачному рождению, насколько закон его признает; так наш закон, в той или другой мере признает отношения между внебрач­ными детьми и их матерью, отцом, братьями и сестрами и их нисходя­щими1; 2) когда участие в деле имеет лицо, усыновленное судьею; если в деле имеет участие усыновитель судьи, - судья может участвовать в раз­решении дела; так как закон этот является правилом исключительным и в нем перечислены все лица, состоящие в особых отношениях к судье, а об усыновителе не упоминается, то и суд не вправе восполнить этот пробел; 3) когда судья состоит опекуном одного из тяжущихся; 4) когда судья управляет делами тяжущагося или тяжущийся делами судьи; «управле­ние делами» не юридический термин; говоря юридическим языком, под этот термин подходят следующие отношения: а) отношения по доверен­ности, б) отношения по личному найму и в) отношения между лицами, входящими в состав органов юридического лица и этим лицом, напр., ко­гда судья занимает какую-либо должность в частном торговом или про­мышленном товариществе, являющемся участником в данном деле2; 5) когда судья или жена его состоят ближайшими (конечно законными) наследниками того или другого из тяжущихся; 6) когда судья или жена его имеют тяжбу с тем или другим из тяжущихся, т.е. ведут с ним, как ча­стные лица, то или другое дело, в том или другом учреждении, судебном, - гражданском или уголовном, - административном, церковном, причем, казалось бы требуется, чтобы «тяжба» была начата до возбуждения дан­ного дела, - в противном случае каждому давалось бы в руки средство путем начатия совершенно неосновательного дела устранить нелюбимого судью. В нашем уставе не выставляется упомянутого условия, - судья по уставу устраняется и в том случае, когда то или другое из перечисленных обстоятельств (не исключая и тяжбы) возникло впоследствии, в течение производства3. 7) Устраняется в высшем суде судья, участвовавший в разрешении дела в низшем суде4. 8) Судья, устраняемый, по указанным основаниям, по отводу тяжущихся, не может участвовать в рассмотрении этого отвода5.

Источник: учебник русского гражданского судопроизводства А.Х. Гольмстен





Контактная информация © International Board of Independent Lawyers
© Международная Ассоциация Независимых Юристов
WWW.AVAR.RU  - Юридические услуги
Документ
HELP.ru - Регистрация ООО в Москве