О нас Наши партнеры Отдел по недвижимости Новости Третейский суд Услуги Статьи и публикации Публикации о торгах Мероприятия Комиссия по правовой помощи и рассмотрению обращений иностранных граждан Контактная информация
   
Проверка членов IBIL

Поиск осуществляется по полям Ф.И.О + Дню Рождения или по ID.
Ф.И.О нужно вводить на английском языке.

Фамилия:
Имя:
Отчество:
Д.Р.: Д   М   Г
или ID:

 
 Запомнить данные авторизации на этом компьютере



Получение патента за рубежом экспертиза заявки М.Ю. Вербицкий

1.      ВВЕДЕНИЕ…………….………………………………………………..1

2.      ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО………….………...….1

3.      ПРОЦЕДУРЫ ПАТЕНТОВАНИЯ ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ ОТДЕЛЬНЫМИ ДОГОВОРАМИ И КОНВЕНЦИЯМИ………….3

4.      ЭКСПЕРТИЗА. ………………………………………………………....7

4.1.ФОРМАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА………………………………….7

4.2.ЭКСПЕРТИЗА ЗАЯВКИ ПО СУЩЕСТВУ……………………10

 

1. ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящий момент в связи с развитием промышленности и выходом России на мировой рынок актуальным стал вопрос защиты российских изобретателей, авторов полезных моделей и промышленных образцов, а именно результат их интеллектуальной деятельности.

Защита разработок за границей требует получение патента в тех странах, где обладатель прав на разработку хочет получить правовую защиту. Иными словами, обладатель прав на разработку должен составить и подать заявку на получение патента в той стране, где он желает получить охрану. Необходимо отметить, что получение патента в той или иной стране включает в себя немалые затраты сил и средств. В связи с этим, как правило, для получения патента за границей отбираются разработки имеющие перспективы коммерческой реализации.

Важное значение при зарубежном патентовании имеет учет особенностей патентного законодательства стран патентования.

 

2. ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

 

Для упрощения патентования в международном праве был подписан ряд конвенций и договоров. «Основополагающими» актами являются Парижская конвенция по охране  промышленной собственности 1883 г., Договор  о патентной кооперации 1970 г., Конвенция о выдаче европейских патентов 1973 г., Соглашение о создании Африканской региональной организации по охране промышленной собственности 1976 г., Евразийская патентная конвенция 1994 г. (СНГ).

Рассмотрим особенности нескольких из вышеназванных международных актов.

·        Парижская конвенция по охране  промышленной собственности 1883 г.

        не предусматривает выдачи какого-либо международного патента, который бы действовал на территории договорившихся государств;

        Странами участницами не устанавливаются дискриминационные меры в отношении иностранных заявителей[1]принцип национального режима;

        Действует правило конвенционного приоритета – заявка, поданная в стране участнице, обладает приоритетом в течении 12 мес. во всех государствах участниках;

        Конвенция предусматривает обеспечение временной охраны разработок, помещенных на официальных международных выставках[2];

        Обязательное осуществление изобретений и выдача патента и т.д.

 

 

·        Договор  о патентной кооперации (РСТ) 1970 г.

-         Облегчение подачи заявок на охрану одной и той же разработки в разных странах;

-         Возможность составления и подачи в национальное патентное ведомство международной заявки, когда заявитель хочет обеспечить охрану разработки в нескольких странах;

-         Объединение стран участниц договора о патентной кооперации с целью упрощения получения патента и проведения экспертизу при составлении и подаче международной заявки – патентная экспертиза (страна участница, по своему желанию может проводить повторную экспертизу, но как правило принимает результаты первой экспертизы, которая проводилась при подаче международной заявки);

-         Быстрейшее распространение технической информации и оказание помощи тем странам, которые не в состоянии обеспечить качественное и своевременное рассмотрение заявок.

 

·        Конвенция о выдаче европейских патентов 1973 г.

-         выдача так называемых европейских патентов на изобретения;

-         унифицированные правила подачи и оформления заявки на получение европейского патента;

-         подача заявки: Европейское патентное ведомство (создано странами-участницами), г. Мюнхен; либо через национальное патентное ведомство государства-участника;

-         выдача единого патента, обеспечивающего охрану на территории всех стран участниц;

-         Заявитель – лицо, как из страны-участницы, так и любое другое лицо.

 

Патентование охватывает собой целый комплекс мер по обеспечению правовой охраны разработок за границей, которой включает:

-         Отбор разработок для патентования;

-         Подготовку заявок для патентования;

-         Подачу заявок на выдачу патентов в соответствующие патентное ведомства;

-         Ведение переписки с патентными ведомствами в процессе проведения экспертизы заявок;

-         Ведение переписки по патентным спорам с административными и судебными органами;

-         Получение патентов;

-         Оплата пошлин за юридически значимые действия при осуществлении делопроизводства по заявкам на патенты и полученным патентам, а также услуг патентных поверенных;

-         Поддержание в силе заявок на патенты  и выданных патентов.

 

Для осуществления всех этих действий необходимы специальные знания, владение соответствующей информацией, а иногда и специальный статус (например статус – патентного поверенного), а также немалые валютные средства.

 

3. ПРОЦЕДУРЫ ПАТЕНТОВАНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ

ОТДЕЛЬНЫМИ ДОГОВОРАМИ И КОНВЕНЦИЯМИ

 

Чрезвычайно важное значение имеет выбор оптимальной процедуры патентования. Он осуществляется в зависимости от рынков сбыта объектов техники, сроков подачи заявок, условий получения патентов, требований патентных законодательств стран патентования, их участия в международных и региональных договорах по охране промышленной собственности и т.д.

Патентование разработок по национальному законодательству, т.е. патентование по традиционной процедуре, осуществляется, как правило, при выявленной перспективе реализации продукта в данной стране или странах, которые не являются участниками международных, в том числе региональных, соглашений по охране промышленной собственности. Документы заявки направляются в каждую из стран патентования и должны быть оформлены по национальному законодательству, которое требует детального изучения.

 

Процедура патентования, предусмотренная

Договором о патентной кооперации (РСТ).

При патентовании изобретений за границей по процедуре, установлен­ной Договором о патентной кооперации (РСТ), заявитель подает только одну заявку (международную) с указанием стран (из числа участниц РСТ), в которых он намеревается получить патенты[3].

В соответствии со ст. 3 Договора международная заявка состоит из:

·        заявления на специальном бланке; описания изобретения;

·        формулы изо­бретения;

·        чертежей, если они необходимы;

·        реферата.

Международная заявка с установленной датой международной подачи имеет силу правильно оформленной национальной заявки в каждом указанном государстве, при этом дата международной подачи рассматривается как дата фактической подачи заявки в каждом указанном государстве.

При подаче заявки, обычно уплачивается пошлина. Размеры пошлины колеблются от числа стран, в которых заявитель желает получить охрану.

Патентное ведомство РФ(если обращается гражданин России), направляет первый экземпляр международной заявки в Международное бюро ВОИС для регистрации, а на основе второго экземпляра проводит международный поиск.

Поиск проводится в соответствии с едиными требованиями РСТ с целью выявления уровня техники по предмету заявки. По итогам поиска готовится отчет, состоящий из перечня доку­ментов, которые должны быть приняты во внимание при проведении экспертизы[4].

Получив отчет о международном поиске, заявитель самостоятельно оценивает перспективы получения патентной охраны своей разработки в указанных странах и он может:

·        изъять свою заявку;

·        сохранить поданную им заявку в неизменном виде;

·        внести изменения в формулу изобретения и дать соответствующие объяснения согласно правилу 46 Инструкции к РСТ.[5]

 

По обоснованной просьбе заявителя по международной заявке может быть проведена международная предварительная экспертиза[6], в ходе которой исследуются:

·        новизна;

·        изобретательский уровень;

·        промышленная применимость изобретения.

 

В течение двух месяцев заявитель должен окончательно решить, в каких странах он желает получить патенты, подготовить переводы международной заявки на языки стран патентования и направить их в национальные патентные ведомства соответствующих стран.

Дальнейшее рассмотрение заявок и выдача охранных документов на изобретения осуществляются в соответствии с национальной процедурой, принятой в странах патентования.

Использование процедуры РСТ целесообразно, к примеру, в следующих случаях:

а) когда необходимо получать конвенционный приоритет и он может быть сохранен только подачей международной заявки;

б) когда необходимо получить более ранний приоритет при невозмож­ности использования конвенционного приоритета, например, когда при­оритет по первой заявке потерян или первая заявка дефектна. Важность закрепления приоритета может определяться предстоящим выпуском на рынок изделий, в которых использованы рекомендуемые для патентования изобретения, предстоящими публикацией или демонстрацией и т.д.;

в) при необходимости проведения дополнительных исследовательских работ по перспективным изобретениям, испытаний, определения работо­способности, экономических и технических характеристик, выяснения перспектив их коммерческой реализации на внешнем рынке и т.п. До перевода международной заявки на национальный уровень заявитель рас­полагает достаточным временем для того, чтобы определить целесообраз­ность продолжения патентования изобретения во всех указанных им государствах или изъять международную заявку.

Применение процедуры РСТ, как правило, является экономически целесообразным при патентовании изобретения в четырех и более стра­нах—участницах Договора о патентной кооперации.

 

Процедура патентования, предусмотренная

Конвенцией о выдаче европейских патентов

 

Конвенцией о выдаче европейских патентов, участниками которой являются 14 государств Европы, создана единая процедура выдачи патента, действующего на территории стран—участниц конвенции. При патентовании изобретений за границей по данной процедуре заявка оформляется на английском, немецком или французском языке и направляется в Европейское патентное ведомство (г. Мюнхен) или в его филиал (г. Гаага).

Заявка составляется по единым правилам и должна содержать:

·        заявление о выдаче европейского патента;

·        описание изобретения;

·        один или несколько пунктов формулы изобретения;

·        чертежи;

·        реферат.

Заявка на европейский патент имеет во всех государствах-участ­никах силу правильно оформленной национальной заявки.

По заявке проводится:

формальная экспертиза для проверки правиль­ности ее составления;

европейский поиск.[7]

 

По ходатайству заявителя по его заявке проводится экспертиза. Патент, выданный после ее проведения, предоставляет его обладателю в каждом государстве-участнике, для кото­рого он выдан, те же права, которые ему предоставлял бы выданный в этом государстве национальный патент[8].

Отказ в выдаче европейского патента лишает возможности получения охраны в указанных в заявке на европейский патент странах в связи с публикацией заявки.

Европейский патент может быть получен также по процедуре РСТ. Для этого при подаче международной заявки наряду со странами—участницами РСТ указывается европейский патент. Заявка, при этом, переводится на один из официальных языков Европейского патентного ведомства и направляется в Мюнхен (Гаагу) с перечислением стран—участниц конвенции, в которых заявитель желает получить охрану изобретения на основе европейского патента.

Подача заявки на европейский патент сопровождается уплатой[9]:

·        заявоч­ной пошлины;

·        пошлины за поиск.

Процедура получения европейского патента дает определенные пре­имущества заявителю в сравнении с традиционной процедурой патентования. Так, им готовится одна заявка на одном языке, которая подастся в Патентное ведомство через одного патентного поверенного. В то же время полученный патент обеспечивает охрану изобретения сразу в нескольких странах—участницах конвенции.

Процедура получения европейского па­тента, как правило, экономически выгодна, когда европейский патент испрашивается не менее чем в четыре страны.
4. ЭКСПЕРТИЗА

 

Существует две разновидности экспертиз:

·        формальная (предварительная);

·        экспертиза заявки по существу (национальная экспертиза).

 

К сожалению, из всех вышеперечисленных международных договоров и соглашений, официальные тексты удалось найти лишь для двух международных актов:

·        Парижская конвенция по охране  промышленной собственности 1883 г. (регламентирует лишь общие вопросы);

·        Договор  о патентной кооперации (РСТ) 1970 г.

 

 

4.1. ФОРМАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА

 

В начале я остановлюсь на понятии формальной экспертизы и экспертизы заявки по существу в Российском праве, а потом рассмотрю две разновидности экспертизы заявки, руководствуясь нормами Договора о патентной кооперации (РСТ) 1970 г.

Все патентные заявки, какого бы объекта промышленной соб­ственности они ни касались, проверяются в отношении их соот­ветствия установленным формальным требованиям.

В ходе проведения формальной экспертизы заявки проверяется:

а) наличие необходимых доку­ментов;

б) правильность их составления;

в) относимость заявлен­ного предложения к объектам, которые могут быть признаны соответственно изобретениями, полезными моделями или про­мышленными образцами. Кроме того, в результате формальной экспертизы обычно устанавливается дата приоритета заявки, если только заявителем не испрашивается более ранний приори­тет по сравнению с датой поступления основных материалов.         

По общему правилу формальная экспертиза заявки проводится по истечении двух месяцев с даты ее поступления в Патентное ведомство[10]. Такая отсрочка в проведении экспертизы установлена в интересах заявителей, которые в течение двух месяцев пользуются правом внесения в материалы заявки ис­правлений и уточнений без изменения существа заявленного изобретения, полезной модели, промышленного образца[11].

Вместе с тем по желанию заявителя, формальная экспертиза может быть начата до истечения указанного двухмесячного срока. Однако в этом случае заявитель с момента подачи такого ходатай­ства по общему правилу лишается права на исправление и уточнение документов заявки по своей инициативе.

Если в процессе формальной экспертизы заявителем представ­лены дополнительные материалы по заявке, в процессе экспер­тизы проверяется, не изменяют ли они сущность заявленной разработки.

На основании ре­зультатов формальной экспертизы может быть принято одно из следующих решений:

·        выносится положительное решение и заявка принимается к дальней­шему рассмотрению (если соответствует требованиям законодательства);

·        выносится решение об отказе в выдаче патента (ранее отказ в принятии заявки к рассмотрению) – если объект не патентоспособен, в противном случае дается 2-х месячный срок на устранение нарушений подачи заявки.

На указанное решение может быть подано возражение в Апелляционную палату Патентного ведомства в течение двух месяцев с даты его получения заявителем. За подачу возражения взимается пошли­на в установленном размере. Возражение должно быть рассмотрено Апелляционной палатой в течение двух месяцев с даты его поступления.

По заявке, оформленной с нарушением требований к ее доку­ментам, заявителю направляется запрос с предложением в тече­ние двух месяцев с даты его получения представить исправлен­ные или отсутствующие документы.

Основаниями для запроса могут быть:

а) отсутствие в материалах заявки каких-либо документов установленных действующим законодательством;

б) выявление органом, осуществляющим экспертизу, необходи­мости внесения в заявку уточнений.

Необходимость уточнения заявки может быть, в свою очередь, обусловлена:

1)      наличием таких недостатков в оформлении и содержании документов, которые делают невозможным использовать эти документы в соответствии с их назначением;

2)      отсутствием в документах реквизитов и подписей, предусмотренных действующими прави­лами;

3)      установлением, что заявка подана через патентного поверенного, не зарегистрированного в Патентном ведомстве РФ.

Окончание формальной экспертизы с положительным резуль­татом по заявкам на выдачу патентов имеет разные правовые послед­ствия. Применительно к заявкам на полезную модель это служит основанием для вынесения решения о выдаче свидетельства. Заявки на промышленные образцы передаются для проведения экспертизы по существу. Что касается заявок на изобретения, то их дальнейшее прохождение осуществляется по правилам отсро­ченной экспертизы.

Сущность этих правил сводится к следующе­му. По истечении 18 месяцев с даты поступления заявки, прошед­шей формальную экспертизу с положительным результатом, Патентное ведомство публикует[12] сведения о заявке, кроме случа­ев, когда она отозвана. Состав публикуемых сведений определяет Патентное ведомство. Любое лицо после опубликования сведений о заявке вправе ознакомиться с ее материалами.

С даты публикации сведений о заявке до даты публикации сведений о выдаче патента заявленному изобретению предостав­ляется временная правовая охрана в объеме опубликованной формулы. Предельный срок действия данной охраны составляет три года. В течение этого срока заявитель, а также любое третье лицо могут подать в Патентное ведомство ходатайство о проведении экспертизы заявки по су­ществу. Если ходатайство о проведении экспертизы по существу не будет подано в указанный срок, заявка считается отозванной, а временная правовая охрана заявленного изобретения прекра­тившейся.         

Патентная экспертиза заявок на промышленные образцы проводится в обязательном порядке, а заявки на изобретения подвергаются такой экспертизе лишь при наличии особого ходатайства заявителя или третьих лиц.

 

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА

           

В статье 31 Договора о патентной кооперации указываются требования, при которых проводится международная предварительная экспертиза.

Во-первых, такая экспертиза проводится лишь по требованию заявителя, которое подается отдельно от международной заявки.

В требовании должны быть определены:

·        договаривающееся государство

·        государства, в которых заявитель намеревается использовать результаты международной предварительной экспертизы ("выбранные государства").

·        Дополнительные Договаривающиеся государства могут быть выбраны позднее.

Требование сопровождается уплатой установленных пошлин в установленный срок.

Требование подается в компетентный Орган международной предварительной экспертизы.

Просьба о любом дополнительном выборе подается в Международное бюро.

 

Международная предварительная экспертиза проводится Органом международной предварительной экспертизы, который назначается Ассамблеей.

Целью международной предварительной экспертизы является составление предварительного и не обязывающего заключения, в котором выясняется:

·        представляется ли заявленное изобретение новым;

·        соответствует ли оно изобретательскому уровню (является неочевидным);

·        может ли быть промышленно применимым.


Контактная информация © International Board of Independent Lawyers
© Международная Ассоциация Независимых Юристов
WWW.AVAR.RU  - Юридические услуги
Документ
HELP.ru - Регистрация ООО в Москве