О нас Наши партнеры Отдел по недвижимости Новости Третейский суд Услуги Статьи и публикации Публикации о торгах Мероприятия Комиссия по правовой помощи и рассмотрению обращений иностранных граждан Контактная информация
   
Проверка членов IBIL

Поиск осуществляется по полям Ф.И.О + Дню Рождения или по ID.
Ф.И.О нужно вводить на английском языке.

Фамилия:
Имя:
Отчество:
Д.Р.: Д   М   Г
или ID:

 
 Запомнить данные авторизации на этом компьютере



«Защита прав потребителей в XXI веке (тенденции законодательства России и США)» М.Ю Вербицкий

В основе законодательства о защите прав потребителей лежит не минутная прихоть законодателя, а необходимость защищать простого человека - потребителя от недобросовестных действий профессионально подготовленной стороны – продавца, лица оказывающего услуги и т.д. История США развивалась по долгому и сложному пути и, изначально, законодатель не видел необходимости в создании специального регулирования в этой области, считая, что гражданское право решает все вопросы, возникающие на практике. Но поскольку суды столкнулись с необычайно огромным объемом заявлений именно от «потребителей», постольку законодатель, учитывая нарастающий объем товаров и услуг на рынке, пошел на расширение прав у потребителя и, соответственно, расширение обязанностей у продавца.

          Среди проблем, решаемых гражданским правом - защита слабой стороны в договорном обязательстве. Данный принцип находит свое применение как в системе общего права, к которой принадлежит законодательная база США, так и в системе континентального права, одним из ярких примеров которого исторически является  законодательство СССР, а теперь и Российской Федерации.

          Различия между участниками имущественного оборота, вступающими в договорные отношения, например, в сфере розничной купли-продажи, достигают такой степени несопоставимости, что один из участников договора – покупатель - не располагает никакими возможностями оказывать какое либо влияние на контрагента в целях  надлежащего исполнения вытекающего из договора обязательства. И напротив, продавец, располагает множеством возможностей диктовать партнеру свою волю. Естественно, при данном положении дел трудно говорить о  действительном равенстве участников подобных гражданско-правовых  отношений, свободе волеизъявления, свободе договора и иных незыблемых принципах гражданского права.

          Следовательно, задача гражданского законодательства состоит в “выравнивании” участников подобных правоотношений путем установления для слабой стороны изначально иных, особых условий участия в договорных отношениях. Такими особыми условиями следует считать: 

·        льготный порядок заключения, изменения и расторжения договора;

·        ужесточение ответственности сильной стороны в обязательстве за его не исполнение, либо не надлежащее исполнение и (или),

·         наоборот, ограничение ответственности слабой стороны и т.д.

          В  ситуации, сложившейся в нашей стране в настоящее время, решение данной задачи особенно актуально.

          Кто такая – слабая сторона? Вы можете согласиться со мной или нет, но слабой стороной в настоящем докладе будет пониматься потребитель, т.е. лицо, приобретающее товары или заказывающее услуги в личных, домашних, но никак не в предпринимательских целях. И, в соответствии с этим, являющейся непрофессиональной стороной в данных гражданских правоотношениях.

           При рассмотрении проблемы  защиты прав потребителя  на информацию очень интересен опыт движения защиты прав потребителей в США, который имеет значительно более длинную историю, чем  российский опыт, и динамика развития которого шла, прежде всего, именно в направлении обеспечения права потребителей на наиболее полную и правдивую информацию о товаре, а также гарантий прав потребителя.

          Проблема полной и правдивой информации, может на первый взгляд показаться и не проблемой вообще, но это не так. Дело в том, что в современном мире, где средства производства, новые технологии и эффективная организация производства настолько совершенны, проработаны, что реализация права потребителя делать «информационный выбор» нарушается, т.к. поток новых изделий приводит потребителя в недоумение, а их технологическая сложность делает невозможным для потребителя оценить их самих и их возможные опасные побочные эффекты. Была даже создана компания Consumer Research Inc., цель которой - отвечать на запросы потребителей относительно свойств и качеств различных товаров.

          С данной проблемой США столкнулись в 1960х-70х годах, а Россия лишь подошла к этому и, безусловно, разумным и правильным было бы учитывать опыт других стран при создании своих норм по данному вопросу. Речь идет не о переносе законодательных норм одной страны в другую, а об учете опыта, который никогда не может быть лишним.

          Эту и другие проблемы в области защиты прав потребителей США решили следующим образом:

          А) признанием американским обществом того, что интересы потребителя не всегда удовлетворяются существующими механизмами рынка, что в свою очередь послужило созданию законодательства о защите прав потребителей.

          Б) В течение 1920-х г.г.  были разработаны основные принципы образования потребителя. Как уже отмечалось выше, в 1929 году была основана компания  Consumer Research Inc., целью, которой было отвечать на запросы потребителей относительно свойств и качеств различных товаров.

В) Поскольку общественный интерес к защите прав потребителей рос, в 1966 году Конгресс принял Закон “О Маркировке и Упаковке”, предусматривавший необходимость указания правдивых сведений о товаре на упаковке. Конгресс также одобрил законодательство о домашней птице и мясе, безопасности трубопроводов, мошеннической продаже земли, и опасных  электроприборах. Это были одни из первых законов по защите прав потребителя на информацию о товаре и его производителе.

Г) Кроме того, был учрежден Отдел Образования Потребителя, который определял основные принципы для всех уровней потребительского образования в школах, начиная с детского сада, и был уполномочен иметь дело непосредственно с жалобами потребителя. Особенное внимание уделялось проблемам рынка бедных.

В) Были предприняты и другие меры, например, принят титул 15 главы 47 свода законов США «Безопасность потребительской продукции»[1], который установил дополнительные гарантии безопасности товаров (были разработаны стандарты безопасности для потребительских товаров, введены такие понятия, как «потребительский продукт» и «существенная опасность, связанная с потребительским продуктом»).

Интересен тот факт, что были установлены правила толкования терминов, применяющихся в вышеназванном титуле свода законов. Такие действия законодателя еще раз подтверждают идею о том, что законы, наиболее часто применяемые на практике каждым из нас, должны быть написаны как можно понятнее простому обывателю.

По мнению автора, законодательство о защите прав потребителей, должно быть объединено в единый нормативно-правовой акт, конечно, за исключением различных правил (например, правила продажи отдельных видов товаров), но с обязательной ссылкой на них из такого единого акта, чтобы простой обыватель мог найти данные нормативные акты, и ознакомится с ними.

Принятые меры недостаточны и защитники потребителя настаивают на том, что  потребитель беспомощен перед лицом мощности маркетинга больших корпораций. Многообразие и техническая сложность новых изделий порождает необходимость в большем и в более широком спектре информации, чем потребитель имел ранее и имеет сейчас.

          Безусловно, необходимо обратится к истории возникновения законодательства о защите прав потребителей в РФ (СССР). Закон «О защите прав потребителей» был принят в Российской Федерации  лишь 7 февраля 1992 г.[2] До данного момента отдельные положения, касающиеся специальной и особенной защиты прав потребителей в Российской Федерации  (и СССР) содержались лишь в отдельных статьях Основ гражданского законодательства.  Все существующие пробелы в данной области в законодательстве РФ (и СССР) заполнялись подзаконными, а чаще всего – просто ведомственными актами. Реальная защита нарушенных прав потребителей практически не осуществлялась.

          Законодательство о защите прав потребителей в США прошло гораздо более длительный и интересный путь развития, чем в Российской Федерации. Нормы специального законодательства в данной области в США начали активно создаваться в середине двадцатого века.



[1] United State Code.1988 Edition. Title 15. Chapter 47.

[2] В редакции Федерального закона от 16 января 1996 г., Собрание законодательства Российской Федерации,1996 г., N 3, ст. 140



Контактная информация © International Board of Independent Lawyers
© Международная Ассоциация Независимых Юристов
WWW.AVAR.RU  - Юридические услуги
Документ
HELP.ru - Регистрация ООО в Москве