О нас Наши партнеры Отдел по недвижимости Новости Третейский суд Услуги Статьи и публикации Публикации о торгах Мероприятия Комиссия по правовой помощи и рассмотрению обращений иностранных граждан Контактная информация
   
Проверка членов IBIL

Поиск осуществляется по полям Ф.И.О + Дню Рождения или по ID.
Ф.И.О нужно вводить на английском языке.

Фамилия:
Имя:
Отчество:
Д.Р.: Д   М   Г
или ID:

 
 Запомнить данные авторизации на этом компьютере



Обезглавленный. банк: возможно ли временное исполнение обязанностей руководителя? Д.Н. Демиденко

ледует сразу оговориться, что затрагиваемая проблема может показаться малоактуальной для крупных банков с развитой филиальной сетью и сложной структурой органов управления. Как известно, в подобных организациях до Председателя Правления и прочих руководителей далеко, как до Бога, и в целях оперативности основные управленческие функции рассредоточены между многочисленными заместителями. Однако для сотрудников мелких и средних кредитных организаций изложенные ниже мысли, возможно, покажутся небезынтересными.

Общеизвестен тот факт, что юридическое лицо, являясь, по сути, абстрактной правовой конструкцией, участвует в гражданском обороте через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами (п. 1 ст. 53 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее . ГК РФ). По общему правилу, юридическое лицо имеет, как минимум, два органа: орган, объединяющий (представляющий) учредителей (участников) юридического лица и исполнительный орган. Именно последний призван осуществлять волю юридического лица, выраженную в решениях учредителей (участников), при ведении текущих дел юридического лица. А в текущей деятельности мелких и средних юридических лиц, в том числе кредитных организаций, первоочередное значение принадлежит единоличному исполнительному органу (в большинстве российский кредитных организаций . Председателю Правления).

В соответствии с упоминавшейся статьей 53 ГК РФ порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами. И если для большинства юридических лиц закон в этом плане не устанавливает каких-либо серьезных ограничений, то для кредитных организаций предусмотрена сложная процедура согласования кандидата на должность единоличного исполнительного органа с территориальным учреждением Банка России (ч. 5 ст. 11.1 Федерального закона .О банках и банковской деятельности.).

В настоящее время процедура согласования кандидатуры единоличного исполнительного органа регламентирована Инструкцией ЦБ РФ от 14 января 2004 г. .109-И .О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций.. Согласно п. 22.4. указанной инструкции кредитная организация после принятия решения о предполагаемом назначении (об избрании) руководителя информирует об этом территориальное учреждение Банка России и представляет ряд документов. Территориальное учреждение Банка России в течение одного месяца со дня получения указанных документов рассматривает их и готовит заключение, после чего письменно уведомляет кредитную организацию о результатах рассмотрения вопроса о согласовании кандидата на должность руководителя.

Отдельные моменты в предыдущем абзаце выделены мной курсивом не случайно. Первый из них, на мой взгляд, говорит о том, что в период от своего назначения (избрания) до согласования с Банком России единоличный исполнительный орган, по сути, еще таковым не является. Иными словами, он вправе считаться только претендентом на пост Председателя Правления (Президента, Генерального директора), причем, как следует из второго выделенного положения, в течение целого месяца может решаться вопрос, сможет ли этот претендент реально занять указанный пост.

Иными словами, в ситуации, когда предыдущий Председатель Правления уволился, а новый еще не согласован, кредитная организация в течение довольно длительного срока фактически остается без руководителя. Учитывая тот факт, что, как уже говорилось, в средних и мелких кредитных организациях через руководителя проходит подавляющее большинство текущих вопросов, это представляется не совсем удобным. Как же поступают отечественные кредитные организации в таких случаях?

Как правило, используется два варианта:
1. текущие вопросы решаются оставшимися на своих должностях заместителями руководителя, имеющими соответствующие доверенности;

2. в период до своего согласования кандидат на должность единоличного исполнительного органа именуется .исполняющим обязанности. руководителя и фактически осуществляет все соответствующие функции, заключая сделки, подписывая письма и т.п.

Первый из вышеназванных вариантов удобен только на первый взгляд. Во-первых, далеко не всегда заместители руководителя сохраняют свои полномочия после увольнения последнего. Во-вторых, управление кредитной организацией на основании доверенности осложняется рядом требований законодательства (например, передоверие ряда полномочий начальнику отдела или даже предоставление курьеру права получить те или иные документы в соответствии с п. 3 ст. 187 ГК РФ требует нотариального заверения, что уже снижает необходимую оперативность). Наконец, за время согласования нового руководителя (возможны случаи, когда эта процедура занимает гораздо больше месяца . одна кандидатура не согласована, для избрание второй требуется проведение общего собрания акционеров с соблюдением соответствующей процедуры и т.п.) срок доверенности заместителя вполне может истечь, что оставит кредитную организацию вообще без лиц, компетентных ей управлять на законных основаниях.

Второй вариант, казалось бы, проще. Временные .и.о. Председателя Правления. в банковской практике встречаются очень и очень часто. .Исполняющие обязанности. назначаются и на время отпуска (командировки) руководителя, и на периоды временного .безвластия. при увольнении предыдущего главы банка. От имени .и.о.. выдаются кредиты, устанавливаются корреспондентские отношения, принимаются на работу сотрудники. В то же время, анализ законодательства позволяет заключить, что такая практика противоречит законодательству.

Как уже говорилось, до своего согласования с территориальным учреждением Центрального банка кандидат на должность единоличного исполнительного органа остается не более чем кандидатом. Иными словами, в период .временного исполнения обязанностей руководителя. он не может считаться органом юридического лица, т.к. ст. 53 ГК РФ относит к таковым лишь те, которые избраны (назначены) в порядке, предусмотренном законом, а данный порядок оказывается пока несоблюденным. Т.е., по сути, получается, что все сделки, заключенные за период .исполнения обязанностей., заключены неуполномоченным лицом со всеми вытекающими отсюда последствиями.

А последствия эти, напомним, самые неприятные. Статьей 183 ГК РФ установлено, что при отсутствии полномочий действовать от имени другого лица или при превышении таких полномочий сделка считается заключенной от имени и в интересах совершившего ее лица, если только другое лицо (представляемый) впоследствии прямо не одобрит данную сделку. Поскольку .и.о. Председателя Правления. не является лицом, имеющим право осуществлять банковские операции, то такая сделка вообще может быть признана не соответствующей закону и, как следствие, ничтожной.

Конечно, вопрос может быть решен путем одобрения всех сделок., совершенных .и.о. руководителя. после его согласования на должность, однако если вопрос о признании сделок недействительными встанет до окончания этой процедуры, само одобрение также будет проблематичным. Да и не факт, что все равно будет признан законным кредит, который формально выдан от имени физического лица, исполнявшего обязанности руководителя. Учитывая не всегда добросовестную позицию отечественных судебных органов, кредитная организация вполне может столкнуться с серьезными неприятностями, которые если и окажутся поправимыми, все равно потребуют крупных материальных и временных затрат.

Подведем краткий итог сказанному. Мы считаем, что в контексте действующего законодательства распространенная практика назначения .исполняющих обязанности. руководителя кредитной организации с предоставлением им права действовать как единоличный исполнительный орган является глубоко неправильной. Такая практика чревата для кредитных организаций серьезными неприятностями, и потому желательно избегать ее применения. Выход нам видится в одном: необходимо изменение законодательства. Институт временно исполняющих обязанности руководителя кредитной организации должен быть закреплен в Федеральном законе .О банках и банковской деятельности. (именно в законе, поскольку соответствующие изменения в Инструкцию .109-И не будут содействовать соблюдению ст. 53 ГК). На наш взгляд, в этом законе следует предусмотреть следующее:

1. Временно (на срок не более двух месяцев) исполнять обязанности руководителя кредитной организации имеет право либо его заместитель (прошедший соответствующее согласование на право быть заместителем руководителя), либо лицо, в отношении которого имеется решение уполномоченного органа кредитной организации о его назначении (избрании) единоличным исполнительным органом и начата процедура согласования.

2. В течение вышеуказанного срока исполняющий обязанности руководителя кредитной организации имеет полное право выступать в качестве единоличного исполнительного органа.

Однако до принятия подобных изменений (если они вообще когда-нибудь будут приняты) мы считаем возможным посоветовать кредитным организациям избегать назначения исполняющих обязанности руководителя с предоставлением им права действовать без доверенности.

Источник: журнал "Коллегия", № 3, 2004 год


Контактная информация © International Board of Independent Lawyers
© Международная Ассоциация Независимых Юристов
WWW.AVAR.RU  - Юридические услуги
Документ
HELP.ru - Регистрация ООО в Москве