О нас Наши партнеры Отдел по недвижимости Новости Третейский суд Услуги Статьи и публикации Публикации о торгах Мероприятия Комиссия по правовой помощи и рассмотрению обращений иностранных граждан Контактная информация
   
Проверка членов IBIL

Поиск осуществляется по полям Ф.И.О + Дню Рождения или по ID.
Ф.И.О нужно вводить на английском языке.

Фамилия:
Имя:
Отчество:
Д.Р.: Д   М   Г
или ID:

 
 Запомнить данные авторизации на этом компьютере



Система холдинга по российскому законодательству А.С. Захаров

Коммерческие организации и некоммерческие корпорации в целях координации своей деятельности, а также представления и защиты общих имущественных и иных интересов могут на договорной основе создавать различные объединения.

Гражданское законодательство РФ не предусматривает создание объединений коммерческих и некоммерческих организаций с целью извлечения прибыли, т.е. объединений носящих коммерческий характер. Гражданский кодекс предусматривает две формы некоммерческих объединений: ассоциации и союзы. Настоящее положение ст.121 ГК РФ развивается Федеральным Законом "О некоммерческих организациях".

Наряду с вышесказанным Федеральный Закон "Об Акционерных обществах" в статье 48 пункте 1 подпункте 20 предусматривает возможность участия акционерного общества в холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах, иных объединениях коммерческих организаций.

Порядок создания и функционирования финансово-промышленных групп урегулирован Федеральным Законом "О финансово-промышленных группах".

Порядок создания и функционирования холдинговых компаний регулируется Временным положением "О холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества", утвержденным Указом Президента Российской Федерации "О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий" № 1392 от 16 ноября 1992 года.

В соответствии с ним холдинговой компанией признается предприятие, независимо от его организационно-правовой формы, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий.

Предприятия, контрольные пакеты акций которых входят в состав активов холдинговой компании, именуются "дочерними".

Под "контрольным пакетом акций" понимается любая форма участия в капитале предприятия, которая обеспечивает безусловное право принятия или отклонения определенных решений на общем собрании его участников (акционеров, пайщиков) и в его органах управления, в том числе наличие "Золотой акции", права "вето", права непосредственного назначения директоров и т.п. Решения о наличии контрольного пакета акций принимаются Государственным комитетом Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур и его территориальными органами с учетом конкретных особенностей учредительных документов и структуры капитала предприятий.

Требования настоящего Положения обязательны для всех холдинговых компаний, доля капитала которых, находящаяся в государственной собственности, в момент создания компании превышает 25 процентов.

Холдинговые компании и их дочерние предприятия создаются в форме акционерных обществ открытого типа. Холдинговая компания может быть дочерним предприятием другой компании. Холдинговая компания имеет право в соответствии с действующим законодательством осуществлять инвестиционную деятельность, в том числе покупать и продавать любые ценные бумаги, включая акции, внесенные комитетом по управлению имуществом в оплату уставного капитала холдинговой компании при ее учреждении.

Дочернее предприятие, независимо от размера пакета его акций, принадлежащего холдинговой компании, не может владеть акциями холдинговой компании в какой бы то ни было форме, включая залог и траст (доверительную собственность).

Положение в разделе 2 устанавливает ряд ограничений на создание холдинговых компаний. Холдинговые компании создаются с согласия Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур и его территориальных органов для содействия кооперации предприятий-смежников и осуществления ими согласованной инвестиционной политики. Не допускается передача холдинговой компании или какому-либо из ее дочерних предприятий прав на сбыт третьим лицам продукции (работ, услуг) дочерних предприятий холдинговой компании (за исключением экспортных операций), а также регулирование холдинговой компанией в какой-либо форме цен на указанную продукцию (работы, услуги). Создание холдинговых компаний не допускается, если это приводит к монополизации производства тех или иных видов продукции (работ, услуг). Если холдинговая компания признана монополией по определенной группе однородных или взаимозаменяемых продуктов (товаров, работ, услуг), включена в реестр предприятий-монополистов по этой группе и реализует свое доминирующее положение на рынке посредством диктата цен, на нее и ее дочерние предприятия, производящие продукты указанной группы, распространяется действие санкций, предусмотренных антимонопольным законодательством.

Не допускается создание холдинговой компании, владеющей контрольными пакетами акций предприятий, совокупная доля которых на федеральном или местном рынке определенной группы однородных или взаимозаменяемых продуктов составляет более 35 %, либо предприятий, которые в совокупности реализуют третьим лицам более 35 % общего объема однородных или взаимозаменяемых продуктов, производимых предприятиями, ранее входившими в концерн (корпорацию, союз, ассоциацию или иное объединение предприятий) или подведомственными одному органу государственного управления.

Создание холдинговых компаний не допускается в следующих сферах деятельности (отраслях):

торговле товарами производственно-технического назначения (материально-техническое снабжение) и потребительскими товарами;

сельскохозяйственном производстве, переработке сельскохозяйственной продукции и производственно-техническом обеспечении сельского хозяйства;

общественном питании и бытовом обслуживании населения;

транспорте (кроме железнодорожного, трубопроводного транспорта и предприятий, осуществляющих исключительно международные перевозки).

В целях ограничения монополистической деятельности и развития конкуренции Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур и Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом могут совместным решением определять и другие сферы деятельности (отрасли), в которых не допускается создание холдинговых компаний.

Создание холдинговой компании на основе государственных предприятий, на приватизацию которых наложены ограничения в соответствии с Государственной программой приватизации, не допускается до отмены этих ограничений соответствующими органами государственного управления.

Создаваемые холдинговые компании не могут быть правопреемниками ранее существовавших концернов, корпораций, союзов, ассоциаций (в том числе государственных) или иных объединений предприятий, а также органов государственного управления.

Комитеты, в качестве учредителей холдинговых компаний, вправе устанавливать в их уставах ограничения на характер предпринимательской деятельности и пределы правомочий по принятию решений, влияющих на деятельность дочерних предприятий, на основе рекомендаций Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур или его территориальных органов.

Преобразование предприятия (подразделения) в дочернее предприятие допускается только с согласия его трудового коллектива, выраженного голосами более 1/2 всех работников и принятого решением общего собрания или подтвержденного подписными листами.

Раздел 3 положения регулирует вопросы финансовой холдинговой компании . (Указом Президента Российской Федерации от 3 марта 1998 года N 222 с 5 марта 1998 года установлено, что на Российское акционерное общество "ЕЭС России" действие настоящего раздела не распространяется.)

Финансовой холдинговой компанией признается холдинговая компания, более 50% капитала которой составляют ценные бумаги других эмитентов и иные финансовые активы. В состав активов финансовой холдинговой компании могут входить только ценные бумаги и иные финансовые активы, а также имущество, необходимое непосредственно для обеспечения функционирования аппарата управления холдинговой компании.

Холдинговая компания, состав активов которой в момент учреждения не соответствует указанному требованию, обязана в течение одного года с момента государственной регистрации осуществить действия, необходимые для его выполнения либо для снижения доли ценных бумаг и иных финансовых активов до уровня, не превышающего 50% капитала компании. Невыполнение указанного требования является основанием для принятия арбитражным судом решения о ликвидации компании.

Финансовые холдинговые компании вправе вести исключительно инвестиционную деятельность, другие виды деятельности для них не допускаются. Комитеты не вправе вносить в уставный капитал финансовых холдинговых компаний находящиеся в государственной собственности пакеты акций акционерных обществ, созданных в порядке преобразования государственных предприятий (объединений), составляющие более 20% их уставного капитала. Финансовая холдинговая компания не вправе вмешиваться в производственную и коммерческую деятельность дочерних предприятий. Представители финансовой холдинговой компании могут принимать участие только в собраниях акционеров дочерних предприятий. Включение представителей финансовой холдинговой компании в состав советов директоров и иных органов управления дочерними предприятиями не допускается. Финансовая холдинговая компания не вправе совершать сделки с принадлежащими ей акциями иначе, как на организованном рынке ценных бумаг (фондовой бирже). Сделки с акциями, не зарегистрированные в установленном порядке на фондовой бирже, признаются недействительными.

Раздел 4 настоящего положения непосредственно регулирует вопросы учреждения холдинговых компаний. Холдинговые компании могут быть созданы:

при преобразовании крупных предприятий с выделением из их состава подразделений в качестве юридически самостоятельных (дочерних) предприятий;

при объединении пакетов акций юридически самостоятельных предприятий;

при учреждении новых акционерных обществ.

Статья 4 Федерального Закона "О банках и банковской деятельности" определяет возможность создания холдинга в сфере банковской деятельности. Холдинги образуются путем получения кредитной организацией (основной кредитной организацией) в силу преобладающего участия в уставном капитале одной или нескольких кредитных организаций либо в соответствии с заключенным с одной или несколькими кредитными организациями договором возможности определять решения, принимаемые указанными кредитными организациями.

Предложения о создании холдинговых компаний вносятся в Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом, комитеты по управлению имуществом национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований в порядке, предусмотренном статьей 13 Закона Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации".

Предложения должны содержать:

обоснование необходимости создания холдинговой компании, цели и задачи ее деятельности;

перечень предприятий (подразделений), предлагаемых для включения в создаваемую холдинговую компанию;

сведения о доле продуктов, производимых указанными предприятиями (подразделениями), на федеральном и местном рынках;

проекты учредительных документов холдинговой компании, устанавливающих полномочия ее органов управления, механизм взаимодействия холдинговой компании с дочерними предприятиями.

В приложении к заявке должны содержаться решения трудовых коллективов предприятий (подразделений), которые предлагается ввести в состав холдинговой компании в качестве дочерних предприятий, оформленные в соответствии с пунктом 2.8 настоящего Положения (т.е. решение должно содержать согласие более 1/2 трудового коллектива предприятия на преобразование предприятия в дочернюю компанию в холдинге).

Учредителями холдинговых компаний являются Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом, комитеты по управлению имуществом национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований (далее комитеты).

Учредителями дочерних предприятий являются холдинговые компании и/или указанные комитеты. В число участников (акционеров) холдинговых компаний и их дочерних предприятий при их создании могут входить также юридические и физические лица, признаваемые покупателями в соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" (далее - сторонние инвесторы). Число участников (акционеров) холдинговой компании не ограничено. Дочерние предприятия (предприятия, преобразуемые в дочерние) не могут входить в число участников холдинговой компании.

Для рассмотрения заявки комитет создает в порядке, установленном действующим законодательством, комиссию по приватизации, в состав которой включаются представители комитета, Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур или его территориального органа, финансовых органов, администрации и трудовых коллективов предприятий (подразделений), которые предлагается ввести в состав холдинговой компании.

При рассмотрении вопроса о создании холдинговой компании в порядке преобразования крупного предприятия с выделением из его состава подразделений в качестве юридически самостоятельных (дочерних) предприятий комитет: получает согласие Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур или его территориального органа; учитывает решения трудовых коллективов подразделений о выходе из состава предприятия и их согласие на преобразование подразделений в дочерние предприятия холдинговой компании; оценивает целесообразность увеличения уставного капитала всего предприятия или выделяемых подразделений, при необходимости проводит конкурс среди потенциальных сторонних инвесторов (российских и иностранных) для их включения в число участников холдинговой компании.

При рассмотрении вопроса о создании холдинговой компании в порядке объединения пакетов акций юридически самостоятельных предприятий комитет: определяет с участием Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур или его территориального органа перечни предприятий, включаемых в создаваемую холдинговую компанию либо приобретающих хозяйственную самостоятельность и подлежащих приватизации на общих основаниях; учитывает решения трудовых коллективов предприятий и/или их согласие на преобразование предприятий в дочерние предприятия холдинговой компании; рассматривает возможные способы привлечения дополнительных инвестиций, при необходимости проводит конкурс среди потенциальных сторонних инвесторов (российских и иностранных) для их включения в число участников холдинговой компании.

Предприятия (выделяемые подразделения) преобразуются в акционерные общества в порядке, предусмотренном Положением "О коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа", утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 1992 г. N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества".

В случае принятия комитетом решения о создании холдинговой компании образованная им комиссия по приватизации разрабатывает учредительные документы холдинговой компании, определяющие, в частности: размеры, порядок формирования и оплаты уставного капитала компании; величину, состав и способ внесения вклада государства в уставный капитал компании; содержание и пределы уставной деятельности компании, установленные в соответствии с пунктом 2.7 настоящего Положения; предельные размеры отчислений от получаемых холдинговой компанией дивидендов по принадлежащим ей акциям, направляемых на содержание ее аппарата; порядок финансирования затрат, связанных с учреждением холдинговой компании, с учетом того, что доля комитета в них относится на расходы комиссии по приватизации.

Стоимость имущества, вносимого в уставный капитал холдинговой компании, создаваемой без участия сторонних инвесторов, оценивается в соответствии с Временными методическими указаниями по оценке стоимости объектов приватизации, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 29 января 1992 г. N 66 "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий". При создании холдинговой компании с участием сторонних инвесторов размеры вкладов, вносимых участниками компании, могут быть оценены по соглашению сторон исходя из справедливой рыночной стоимости имущества.

Работники предприятий (подразделений), преобразуемых в дочерние, могут, с согласия комитета, вносить в уставный капитал холдинговой компании акции, предназначенные для передачи и продажи им на льготных условиях в соответствии с утвержденными списками и результатами закрытой подписки. Взамен упомянутых акций работникам дочерних предприятий передаются (продаются на льготных условиях) акции холдинговой компании.

Комиссия по приватизации разрабатывает план приватизации предприятия, преобразуемого в холдинговую компанию, или план совместной приватизации группы предприятий, содержащий: перечень предприятий (подразделений), преобразуемых в дочерние предприятия холдинговой компании; размеры пакетов их акций, вносимых комитетом в порядке оплаты соответствующей доли уставного капитала холдинговой компании ("передаваемых в портфель компании"); порядок размещения государственного пакета акций холдинговой компании.

План приватизации, разработанный комиссией по приватизации: утверждается комитетом; является проспектом эмиссии акций холдинговой компании; должен соответствовать требованиям Положения о порядке регистрации выпуска акций акционерных обществ открытого типа, учрежденных в процессе приватизации, и Типовому плану приватизации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 4 августа 1992 г. N 547; должен содержать сводный бухгалтерский баланс, отражающий деятельность всех дочерних предприятий холдинговой компании, и балансы последних по состоянию на конец последнего квартала, истекшего к моменту регистрации проспекта эмиссии.

Приложением к указанному плану приватизации являются планы приватизации предприятий (подразделений), входящих в группу, составленные на основе документов, подготовленных в соответствии с пунктом 4.7 настоящего Положения (предприятия (выделяемые подразделения) преобразуются в акционерные общества в порядке, предусмотренном Положением "О коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа".), в которые комиссия по приватизации вносит сведения о пакетах их акций, передаваемых в портфель холдинговой компании.

В состав плана приватизации могут входить требования по продаже холдинговой компанией акций, переданных комитетом в портфель компании (размеры и предельные сроки продажи конкретных пакетов акций). Эти требования являются обязательными для холдинговой компании и не могут быть отнесены к ее коммерческой тайне.

В случае принятия соответствующим комитетом решения о создании холдинговой компании:

пакеты акций дочерних предприятий и иные активы, предусмотренные пунктом 1.3 настоящего Положения (холдинговые компании и их дочерние предприятия создаются в форме акционерных обществ открытого типа.), вносятся комитетом в порядке оплаты уставного капитала холдинговой компании. При этом уставный капитал холдинговой компании равен суммарной номинальной стоимости этих пакетов акций и иных активов, передаваемых ей учредителями;

оставшиеся акции дочерних предприятий передаются фондам имущества для распределения (продажи) в соответствии с утвержденным планом приватизации;

акции холдинговой компании распределяются между ее участниками в соответствии с их вкладами.

После утверждения плана приватизации и учредительных документов холдинговой компании комитет направляет их на регистрацию в установленном порядке.

Пакет акций холдинговой компании, находящихся в государственной собственности, передается комитетом соответствующему фонду имущества. Продажа этих акций осуществляется в соответствии с утвержденным комитетом планом приватизации в порядке, предусмотренном статьей 22 Закона Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" и Положением о порядке выпуска и обращения акций открытых акционерных обществ, созданных в порядке приватизации государственных и муниципальных предприятий, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Акции холдинговой компании, находящиеся в государственной собственности, подлежат продаже. Закрепление того или иного пакета акций холдинговой компании в государственной собственности на какой-либо срок допускается только в том случае, если это допускается действующим законодательством для всех предприятий, акции которых входят в состав активов холдинговой компании.

Раздел 5 Временного положения "О холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества" регулирует вопросы, связанные с поглощением, слиянием и присоединением предприятий. Поглощением одного предприятия другим признается приобретение последним контрольного пакета акций первого. При этом поглощающее предприятие признается холдинговой компанией (если это не имело места ранее), а поглощаемое - ее дочерним предприятием.

Поглощение предприятия не допускается в следующих случаях (п. 5.2):

а) если поглощаемое предприятие и холдинговая компания или другие ее дочерние предприятия реализуют третьим лицам аналогичные или взаимозаменяемые товары (работы, услуги);

б) если холдинговая компания или какие-либо из ее дочерних предприятий являются потребителями товара (вида работ, услуг), производимого поглощаемым предприятием, и доля последнего на соответствующем рынке составляет более 35% либо превышает существующий в момент слияния уровень потребления первыми соответствующего товара (вида работ, услуг);

в) если поглощаемое предприятие осуществляет сбыт товара (вида работ, услуг), производимого холдинговой компанией или каким-либо из ее дочерних предприятий, и доля первого на соответствующем рынке в момент слияния составляет более 35% либо превышает долю последних.

Слияние предприятий (независимо от размеров их уставного капитала) не допускается в следующих случаях (п. 5.3):

а) если сливающиеся предприятия реализуют аналогичные или взаимозаменяемые товары (работы, услуги) и их совокупная доля на соответствующем рынке превышает 35% либо если их слияние приводит к расширению рынка, на котором действует какое-либо из них;

б) если одно из сливающихся предприятий является потребителем товара (вида работ, услуг), производимого другим, и доля последнего на соответствующем рынке составляет более 35% либо превышает существующий в момент слияния уровень потребления первым соответствующего товара (вида работ, услуг);

в) если одно из сливающихся предприятий осуществляет сбыт товара (вида работ, услуг), производимого другим, и доля первого на соответствующем рынке в момент слияния составляет более 35% либо превышает долю последнего.

Слияние финансовой холдинговой компании и ее дочернего предприятия (предприятий) допускается, при условии выполнения требований пункта 5.3 настоящего Положения, только если в результате слияния доля ценных бумаг и иных финансовых активов в капитале компании достигает уровня, не превышающего 50 процентов (п. 5.4).

Правила, устанавливаемые настоящим Положением для слияния предприятий, распространяются также на случаи их присоединения.

Предложения о слиянии предприятий, реализующих аналогичные или взаимозаменяемые товары (работы, услуги) в случаях, не предусмотренных частью "а" пункта 5.3 настоящего Положения рассматриваются государственным комитетом Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур в порядке, установленном статьей 17 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

Контроль за совершением сделок, приводящих или могущих привести к поглощению предприятий, осуществляется Государственным комитетом Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур в порядке, установленном статьей 18 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и настоящим Положением.

Сделки между хозяйствующими субъектами, акты органов государственного управления и местного самоуправления, приводящие к нарушению требований пунктов 5.2 - 5.4 настоящего Положения, влекут за собой применение санкций, предусмотренных статьей 12 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

Раздел 6 регламентирует обязанность предоставления холдинговой компанией полной и общедоступной информации о своей деятельности.

Холдинговые компании обязаны ежеквартально публиковать в общедоступной периодической печати свои балансы, счета прибылей и убытков, а также полные сведения о принадлежащих им акциях (долях участия в капитале) других предприятий в форме, устанавливаемой Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Государственным комитетом Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур.

Сведения о купле-продаже холдинговой компанией более 5% акций любого предприятия (в том числе ее дочернего) подлежат обязательному опубликованию в недельный срок с момента совершения сделки. Указанные сведения не могут быть отнесены к коммерческой тайне участников сделки. Сделки, совершенные с нарушением указанного требования, а также сделки, не зарегистрированные в установленном порядке, признаются недействительными.

Не допускается установление холдинговыми компаниями каких бы то ни было ограничений на допуск должностных лиц дочерних предприятий к любой информации о деятельности компании, включая отнесенную к коммерческой тайне.

В России под маской холдингов все же чаще скрываются органы управления, бывшие отделы и управления соответствующих министерств, и поэтому они справедливо рассматриваются многими как завуалированные структуры административно-командной системы.

Создание холдингов в таком виде есть естественная реакция предприятий на уничтожение министерств и невозможность сразу выйти "в свободное плаванье" ( Т.В.Кашанина, Корпоративное право, М.: Норма 1999, С.211 ).


Источник:http://www.lawfirm.ru/



Контактная информация © International Board of Independent Lawyers
© Международная Ассоциация Независимых Юристов
WWW.AVAR.RU  - Юридические услуги
Документ
HELP.ru - Регистрация ООО в Москве