О нас Наши партнеры Отдел по недвижимости Новости Третейский суд Услуги Статьи и публикации Публикации о торгах Мероприятия Комиссия по правовой помощи и рассмотрению обращений иностранных граждан Контактная информация
   
Проверка членов IBIL

Поиск осуществляется по полям Ф.И.О + Дню Рождения или по ID.
Ф.И.О нужно вводить на английском языке.

Фамилия:
Имя:
Отчество:
Д.Р.: Д   М   Г
или ID:

 
 Запомнить данные авторизации на этом компьютере



Регулирование имущественных отношенийв пунктах пропуска через государственную границу РФ

В последнее время в СМИ неоднократно указывалось на необходимость наведения порядка на пунктах пропуска на государственной границы. Необходимость вызвана отсутствием надлежащего урегулирования вопросов, связанных с определением принадлежности имущества, земельных участков находящихся на территории пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Несмотря на достаточно широкий круг проблем попытаемся определить ряд из них.

- расположение пунктов пропуска через государственную (таможенную) границу Российской Федерации на территории земель, находящихся в пользовании, собственности коммерческих организаций.

- расположение магазинов беспошлинной торговли на территории пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации.

- наличие/отсутствие возможности передачи части имущества, земельных участков таможенными органами Российской Федерации коммерческим организациям.

Под пунктом пропуска через государственную границу согласно статьи 9 Закона Российской Федерации «О государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 года № 4730-1 (опубликован в «Российской газете», № 84, 4 мая 1993 года) (далее – Закон) понимается территория в пределах железнодорожного, автомобильного вокзала, станции, морского, речного порта, аэропорта, аэродрома, открытого для международных сообщений (международных полетов), а также иное, специально оборудованное место, где осуществляются пограничный, а при необходимости и другие виды контроля, и пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.

Согласно статье 12, 37 Закона пункты пропуска через Государственную границу устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлениям федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, согласованным с пограничными органами и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, с учетом интересов сопредельных и других иностранных государств. Органы местного самоуправления в соответствии с полномочиями, устанавливаемыми законодательством Российской Федерации, организации (независимо от форм собственности) и их объединения, общественные объединения и их должностные лица предоставляют в соответствии с законодательством Российской Федерации земельные участки для нужд защиты Государственной границы, осуществляют контроль за использованием земли и соблюдением на этих участках законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года № 60 «Об утверждении Положения о пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации» утверждено «Положение о пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации» (опубликовано в "Собрании законодательства Российской Федерации", 26 января 1998 года, № 4, ст. 485).

Согласно Положения пункты пропуска устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации в морских, речных и рыбных портах, в аэропортах, на аэродромах, открытых для международного сообщения, на пограничных железнодорожных станциях и вокзалах, а также на специально выделенных в непосредственной близости от государственной границы Российской Федерации участках местности в пределах пограничной зоны и иных местах.

Пункт пропуска в пределах территории указанных объектов включает в себя комплекс зданий, помещений, сооружений с соответствующим технологическим оборудованием, в которых осуществляют служебную деятельность органы пограничного, таможенного и иных видов контроля, органы внутренних дел, а также транспортные и иные предприятия и организации, обеспечивающие работу пункта пропуска.

Организация и осуществление федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации других видов контроля, а также осуществление физическими и юридическими лицами в пунктах пропуска хозяйственной и иной деятельности, не связанной с обслуживанием транспортных средств и пассажиров, не допускаются.

Пункты пропуска классифицируются в зависимости от вида, характера международного сообщения и режима работы на:
морские, речные, воздушные, автомобильные, железнодорожные, пешеходные - по виду международного сообщения;
пассажирские, грузовые, грузопассажирские - по характеру международного сообщения;
постоянные, временные, сезонные - по режиму работы.

Пункт пропуска может быть закрыт на основании:
вступления в силу международных договоров Российской Федерации о прекращении транспортного сообщения через государственную границу Российской Федерации;
одностороннего решения Российской Федерации или другого государства о прекращении действия международных договоров, участником которых является Российская Федерация;
представления заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о нецелесообразности или невозможности дальнейшего функционирования пункта пропуска.

Временное закрытие пункта пропуска может производиться по решению Правительства Российской Федерации:
в случаях чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, ситуаций техногенного характера и других, делающих невозможными осуществление транспортного сообщения или функционирование государственных контрольных органов;
по причинам санитарно - карантинного характера.

Министерство транспорта Российской Федерации своим приказом от 23 марта 1998 года № 27 «О пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации» обязало администрации морских и речных портов, имеющих пункты пропуска, в соответствии с типовыми схемами организации пропуска через государственную границу разработать и ввести в действие (с учетом местных условий и по согласованию с руководителями контрольных органов на местах) технологические схемы пропуска через Государственную границу Российской Федерации физических лиц, транспортных средств и грузов в пунктах пропуска.

Согласно 419 Таможенного кодекса Российской Федерации земельные участки, предназначенные для размещения объектов таможенных органов, предоставляются в порядке отвода земель для государственных нужд в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. Земельные участки, отведенные для размещения объектов таможенных органов, предоставляются этим органам в постоянное (бессрочное) безвозмездное пользование.

Данная статья допускает возможность размещения структурных подразделений таможен и таможенных постов на объектах организаций, помещениях, принадлежащих владельцам складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, по согласованию с их владельцами, а также в помещениях участников внешнеэкономической деятельности, осуществляющих регулярные экспортно-импортные поставки товаров.

Необходимо отметить, что законодатель предпринял попытку, во избежание спорных ситуаций, определить правовые основы разграничения государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность), приняв 17 июля 2001 года Федеральный закон Российской Федерации № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю».

Статьей 3 данного Закона определены основания внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности.

К ним относится включение земельных участков в состав земель обороны и безопасности и т.д.

В качестве примера применения Закона можно привести распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.03.2005 № 227-р «Об утверждении земельных участков, расположенных на территориях Республики Марий Эл, Краснодарского края Архангельской, Белгородской, Воронежской, Курской, Пермской и Тверской областей на которые у Российской Федерации возникает право собственности».

Объекты таможенных органов Российской Федерации, как правило, располагаются на землях, находящихся в федеральной собственности.

В соответствии с указанным выше Законом государственные земли, на которых были расположены объекты таможенных органов до вступления в силу названного Закона, находятся в федеральной собственности.

Об этом гласит часть 2 пункта 3 статьи 8 Закона «по правоотношениям, возникшим до введения настоящего Федерального закона в действие, он применяется к тем правам и обязательствам, которые возникнут после введения его в действие».

Земельные участки, необходимые для размещения объектов таможенных органов Российской Федерации, предоставляются в порядке отвода земель для государственных нужд.

Такой порядок определен подпунктом 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными актами земельного законодательства. К сожалению, действующее земельное законодательство Российской Федерации не содержит детальной регламентации процедуры предоставления земельных участков для государственных нужд – нужд таможенных органов Российской Федерации, что порождает судебные разбирательства.

В соответствии с пунктом 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (опубликован в "Собрании законодательства Российской Федерации", 29 октября 2001 года, № 44, ст. 4148) государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (право пользования земельными участками оформлено в порядке, действовавшем на момент выдачи акта пользования земельными участками), имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В большинстве своем в период становления земельных отношений (создания пунктов пропуска на таможенной границе Российской Федерации) администрациями приграничных районов субъектов Российской Федерации земельные участки предоставлялись в бессрочное (постоянное) пользование на основании свидетельств.

При этом, отмечалось, что свидетельство является временным документом и действует до выдачи государственного акта на право собственности на землю, бессрочное (постоянное) пользование землей.

В начале 90-х годов пункты пропуска размещались, и как показывает практика, размещаются, на территории хозяйствующих субъектов Российской Федерации.

Они располагались на территории морских портов, железнодорожных вокзалах, аэропортах и т.д. Это привело в дальнейшем в процессе последовавшего разгосударствления государственного имущества к тому, что многие структурные подразделения таможенных органов Российской Федерации оказались в определенной зависимости от коммерческих структур.

Одним из вопросов, возникающих в процессе осуществления контроля за перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации является возможность размещения коммерческих структур на территории пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации. Иными словами речь идет о необходимости выделении земельных участков предпринимателям, и не только для создания магазинов беспошлинной торговли.

Например, в соответствии с приказом ГТК России от 27 мая 2004 г. № 615 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (зарегистрирован в Минюсте Российской Федерации 31 мая 2004 г. № 580)(опубликован в "Российская газета", № 115, 03.06.2004), принятым во исполнение Федерального закона Российской Федерации "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (опубликован в «Собрании законодательства Российской Федерации, 06.05.2002, № 18, ст. 1720; 30.06.2003, № 26, ст. 2566) начальникам региональных таможенных управлений и таможен, в регионе деятельности которых расположены пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации приказано обеспечить въезд на таможенную территорию Российской Федерации всех транспортных средств (устройств, предназначенных для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на них) при представлении лицами, их перемещающими, страховых полисов обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств установленного образца, оформленных страховыми организациями.

Таким образом, исполнение данного приказа предполагает нахождение страховых организаций на территории пунктов пропуска.
Каковы же полномочия таможенных органов Российской Федерации по возможной передаче коммерческим организациям земельных участков, имущества на пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации?

Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное пользование, вправе передавать этот участок в аренду или безвозмездное срочное пользование только с согласия собственника участка (ст.270 ГК России).

В соответствии с п.4 ст.20 Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.
24 марта 2005 года Пленум Высшего арбитражного суда Российской Федерации дал разъяснение № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» (опубликовано в "Вестнике ВАС Российской Федерации", № 5, 2005).

Так, в пункте 24 данного разъяснения ВАС России отметил в силу статьи 270 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное пользование, вправе с согласия собственника участка передавать этот участок в аренду или безвозмездное срочное пользование.

Пунктом 4 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане и юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, в том числе те, за которыми такое право на земельные участки сохраняется в силу пункта 3 названной статьи, не вправе распоряжаться данными земельными участками.

В связи с этим после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации лица, обладающие земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе передавать его в аренду или безвозмездное срочное пользование, в том числе и при наличии согласия на это собственника земельного участка.

Условия предоставления земельных участков в безвозмездное срочное пользование регламентировано ст.24 Земельного кодекса Российской Федерации.

Так, пунктом 1 пункта 1 данной статьи предусмотрено, что из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 Кодекса (предоставление юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст.ст.9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации), юридическим лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации (в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления), на срок не более чем один год.

Одной из проблем при выделении земельных участков на пунктах пропуска является размещение на последних магазинов беспошлинной торговли.

Несмотря на то, что в соответствии со статьей 258 Таможенного кодекса Российской Федерации беспошлинная торговля является таможенным режимом, при котором иностранные товары, ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации, или российские товары продаются в розницу физическим лицам, выезжающим за пределы таможенной территории Российской Федерации, непосредственно в магазинах беспошлинной торговли без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, тем не менее продажа товаров в магазинах беспошлинной торговли осуществляется под таможенным контролем на таможенной территории Российской Федерации в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

Однако, принимая во внимание вышесказанное, выделение земельных участков на пунктах пропуска через государственную границу для размещения магазинов беспошлинной торговли становится весьма сложной и запутанной процедурой и требует ее урегулирования на уровне законодателя.

В случае не решения вопроса о земле, реальнее воспользоваться положениями пункта 2 статьи 260 Таможенного кодекса Российской Федерации и приказом ГТК России от 12 ноября 2003 года № 1271 «О порядке совершения отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима беспошлинной торговли и обязательных требованиях к обустройству складов магазина беспошлинной торговли» (зарегистрирован в Минюсте Российской Федерации 5 декабря 2003 года № 5301)(опубликован в "Российской газете", № 257, 23 декабря 2003 года), по которому Федеральное министерство, уполномоченное в области таможенного дела, устанавливает обязательные требования к обустройству складов магазина беспошлинной торговли, если такие склады расположены вне пределов пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации, т.е. допускающее возможность создания и функционирование магазинов не в пунктах пропуска.

Согласно пункту 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им.

В соответствии с пунктом 1 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение не вправе отчуждать или иным образом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете.

То есть, при передаче основного средства в оперативное управление перехода права собственности от передающей организации к учреждению не происходит.

Приказом ФТС России от 12 января 2005 г. № 7 «Об утверждении Общего положения о региональном таможенном управлении и Общего положения о таможне» утверждено «Общее положение о таможне» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 28 марта 2005 года № 6442)(опубликован в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", № 14, 4 апреля 2005 года).

Согласно подпункта 69 пункта 6 «Общего положения о таможне» таможня осуществляет оперативное управление закрепленного за таможней имущества, являющегося федеральной государственной собственностью.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2004 года № 443 «Об утверждении Положения о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации» утверждено «Положение о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации» (опубликовано в "Российской газете", № 192, 03.09.2004).

Согласно пункта 2 данного постановления Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной таможенной службы, Федерального агентства по управлению федеральным имуществом.

При этом, отмечено, что Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

8 апреля 2004 года Правительством Российской Федерации принято постановление № 200 «Вопросы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом» (опубликовано в "Собрании законодательства Российской Федерации", 12 апреля 2004 года, № 15, ст. 1492).

Постановлением установлено, что Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в том числе в области земельных отношений.

Основными функциями Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в пределах установленных полномочий является осуществление полномочий собственника в пределах и в порядке, определенных федеральным законодательством, в отношении имущества государственных учреждений (за исключением полномочий собственника, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные агентства), передаче федерального имущества юридическим лицам.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2004 года № 691 «О Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом» утверждено «Положение о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом» (опубликовано в "Российской газете", № 269, 03 декабря 2004 года).

Данным постановлением установлено, что Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции полномочия собственника, в сфере управления имуществом Российской Федерации (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти);

Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в том числе в области земельных отношений.
Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом находится в ведении Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.

Согласно главы II «Полномочия» Положения Росимущество осуществляет:

- в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти.

- в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных учреждений, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества;

- контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности и в государственной собственности (до разграничения государственной собственности на землю), а также иного федерального имущества, закрепленного в оперативном управлении федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам.

- приобретает в установленном порядке имущество в федеральную собственность, осуществляет передачу имущества, находящегося в федеральной собственности, в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность.

Таким образом, при возникновении необходимости отчуждения, передачи имущества, земельного участка учреждение должно обратиться в Росимущество или его территориальный орган, выступающий в данных отношениях от имени собственника федерального имущества.

В случае согласия Росимущества (его территориального органа) на совершение сделки Росимущество (его территориальный орган) и учреждение - субъект права оперативного управления должны выступать в качестве стороны договора совместно.

Вместе с тем, во избежание экономических потерь, связанных с передачей в собственность пунктов пропуска, их закрытием необходимо проведение полной инвентаризации всех земель, на которых располагаются пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Данные мероприятия должны проводится централизованно, для чего как было указано Министром экономического развития и торговли Российской Федерации Греф Г.О. в ближайшее время будет рассмотрен вопрос о создании специализированного агентства, которое будет заниматься решением проблем связанных с функционированием пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Источник:
журнал "Право и экономика" № 8, 2006


Контактная информация © International Board of Independent Lawyers
© Международная Ассоциация Независимых Юристов
WWW.AVAR.RU  - Юридические услуги
Документ
HELP.ru - Регистрация ООО в Москве