http://www.ibil.ru/index.php?type=review&area=1&p=articles&id=1331



ПОЛНОМОЧИЯ ИЛИ ОБЯЗАННОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

г. Москва
Учредитель, генеральный директор
ООО «Интеллектуальная Собственность –БесПроблем»
Баранова Елена Евгеньевна

«Поля словами не засевают» (народная пословица)

ПОЛНОМОЧИЯ ИЛИ ОБЯЗАННОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Согласно распоряжению Правительства РФ от 01 декабря 2008г. за № 1791-р. «1. Реорганизовать федеральное государственное учреждение "Федеральный институт промышленной собственности Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам" и федеральное государственное учреждение "Палата по патентным спорам Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам" в форме присоединения второго учреждения к первому…. 2. Указанную реорганизацию осуществить в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете на 2008 год Роспатенту на обеспечение деятельности подведомственных учреждений...2. Определить, что предметом и целью деятельности образуемого в результате реорганизации федерального государственного учреждения "Федеральный институт промышленной собственности Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам" является проведение подготовительных работ для осуществления Роспатентом юридически значимых действий, связанных с правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации…».
Согласно вышеуказанного распоряжения Правительства «Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (далее Роспатент) подведомственна Федеральному Министерству образования и науки (далее «Минобрнауки»).
Упразднены государственные структуры Роснаука и Рособразование и их функции переданы Минобрнауки РФ.
В связи с этим и было утверждено новое Положение о Министерстве, которое опубликовал журнал «Изобретательство» за № 7, 2010г под названием «Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации», утвержденное постановлением Правительства РФ от 15 мая 2010г. за № 337 (далее Положение).

Положение содержит три раздела:
I. Общие положения;
II. Полномочия;
III. Организация деятельности

В разделе «Общие положения» отмечено, что «Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) является Федеральным органом исполнительной власти… осуществляет координацию и контроль деятельности, находящихся в его ведении Федеральной службы по интеллектуальной собственности патентам и товарным знакам и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки…».
Во втором разделе Положения приведен перечень полномочий, возложенных на Минобрнауки.
Третий раздел посвящен деятельности Министра и его заместителей.
Итак, Минобрнауки относится к федеральному органу исполнительной власти организационно-правовых форм.
Основными функциями в ее исполнительно-распорядительной деятельности являются:
• издание правовых актов;
• использование распорядительных и контрольных полномочий;
• заключение административных договоров;
• проведение организационных мероприятий.
Минобрнауки осуществляет полномочия, отмеченные в п.п. 5-7 Положения.

Какое же определение имеет слово «функция» и «полномочие»?

Согласно толковом словарю Ушакова [1] «функция» (лат.яз. function) означает «выполнение работы» или, «исполнение» - согласно этимологического словаря [2].
Как отмечают многие открытые источники информации, функции государственных органов зависят от тех задач, которые стоят перед обществом на данном этапе развития. И задачи, и вытекающие из них функции не являются произвольными, они зависят от уровня развития общество, его экономических возможностей, потребностей и интересов населения и пр.
Толковый словарь С.И. Ожегова [3] определяет понятие «полномочие» как официально предоставленное кому-нибудь право какой-нибудь деятельности.
По социологическому словарю [4] «полномочие» - это право одного лица (представителя) совершать сделки от имени другого (представляемого) тем самым создавая, изменяя или прекращая права и обязанности представленного.
А что же означает термин «обязанность»?
Согласно толкового словаря С.И. Ожегова [3], понятие обязанность – круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения права и обязанности граждан.
При сравнении этих определений: понятия «функция», «полномочие», «обязанность» - можно констатировать, что они отмечают одни и те же действия для исполнения какой-то деятельности. При этом следует отметить, что права и обязанности сохраняются в каждом случае, независимо от использования разных названий.
Следовательно, можно сказать, что Минобрнауки (Федеральный орган исполнительной власти) наделен правами и обязанностями «путем утверждения их должностных инструкций или издания соответствующих приказов», т.е исполнительный орган осуществляет деятельность в соответствии с полномочиями, полученными от вышестоящего государственного органа и должен выполнять возложенные на него обязательства.
Как же все запутано, обычному обывателю трудно разобраться в этих терминах. Ясно одно, что права и обязанности должностных лиц определены в должностной инструкции, которые «подлежат безусловному выполнению кем-нибудь, что необходимо для выполнения по общественным требованиям или внутренним побуждениям».
Остановлюсь на некоторых пунктах раздела «Полномочия», возложенных на Минобрнауки, касающихся объектов авторских прав и промышленной собственности (п.п. 5.2.38-5.2.57).
п. 5.2.38 - касается правил оформления заявки на государственную регистрацию программ для электронно-вычислительных машин или базы данных;
п. 5.2.39 – порядок государственной регистрации программ для электронно-вычислительных машин или базы данных, формы свидетельств о государственной регистрации, перечень указываемых в них сведений и перечень сведений, публикуемых в официальном бюллетене Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам;
п. 5.2.40 - порядок продления срока действия патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец;
п. 5.2.41 - требования к документам, содержащимся в заявке на выдачу патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец (документы заявки);
п. 5.2.42 – состав сведений о заявке на изобретение, публикуемых в официальном бюллетене Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам;
п. 5.2.43 – порядок ознакомления с документами, содержащимися в заявке на изобретение (документы заявки) и выдачи копий таких документов;
п. 5.2.44 – порядок проведения информационного поиска в отношении заявленного изобретения для определения уровня техники по сравнению с которым, будет осуществлена оценка новизны и изобретательского уровня и представления отчета о нем;
п. 5.2.45 – порядок и условия проведения информационного поиска в отношении заявленной полезной модели или определения уровня техники по сравнению с которым может оцениваться патентоспособность полезной модели и предоставления сведений о его результатах;
п. 5.2.46 – форма патентов на изобретение, полезную модель, промышленный образец и состав указанных в нем сведений;
п. 5.2.47 – состав публикуемых в официальном бюллетене Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам сведений о выдаче патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец;
пункты 5.2.49-5.2.50 – правила оформления заявки на государственную регистрацию топологии интегральной микросхемы…, порядок, формы свидетельств…, перечень указываемых в свидетельствах…, перечень сведений, публикуемых в официальном бюллетене…
пункты 5.2.51-5.2.57 касаются требований к документам, содержащихся в заявке на товарный знак (знак обслуживания) и на наименование места происхождения, порядок ознакомления с документами заявки, формы свидетельства и перечень, указываемых в нем сведений, порядок преобразования коллективного знака и заявки…в товарный знак… и наоборот.
Вышеперечисленные полномочия в «Положении», закрепленные за Минобрнауки России, являются, по сути, административными процедурами исполнения государственной функции работников Роспатента, которые отмечены и в «Административном регламенте исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по организации приема заявок на изобретение и их рассмотрения, экспертизы и выдачи в установленном порядке патентов Российской федерации на изобретение, (далее «Регламент», и в главе 72 ГК РФ под названием «Патентное право»).
Содержание полномочий, возложенных на Минобрнауки в сфере правовой охраны интеллектуальной собственности повторяет содержание статей ГК РФ, в которых отмечается, что порядок… требование… и др. «устанавливается Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности».

Так, содержание п. 5.2.40 (порядок продление срока действия патента…) -совпадает со ст. 1363 ГК РФ;
- п. 5.2.41 (требования к документам…) – ст. 1374-1377;
- п. 5.2.42 (состав сведений о заявке…) –ст. 1385;
- п. 5.2.43 (порядок ознакомления с документами…в заявке…) – ст. 1388;
- п. 5.2.44 (порядок проведения информационного поиска в отношении… изобретения…) – ст. 1386;
- п. 5.2.45 (порядок проведения информационного поиска в отношении… полезной модели…) – ст. 1390;
- п. 5.2.46 (форма патента… состав, указываемых в нем сведений…) – не раскрыто в ГК РФ;
- п. 5.2.47 (состав публикуемых… сведений о выдаче патента…) – абз.2. п. 1. ст. 1394;
- п. 5.2.48 (порядок ознакомления с документами заявки…и отчетом об информационном поиске) – п. 2. ст. 1394.
Из сказанного следует, что каждый государственный орган исполнительной власти наделен правами и обязанностями, только «права и обязанности» у разных должностных лиц какой либо структуры разные. Так, должностные лица подведомственной структуры в лице ФИПС проводят подготовительные работы для подписания их руководителю вышестоящей структуры (Роспатент), а потом этот руководитель или уполномоченные должностные лица передают эти документы другой вышестоящей структуре – Минобрнауки для утверждения.
Зачем же так много структур, одна из которых наделена функциями, другая – полномочиями, а третья – обязанностями. Почему не использовать забытые в прошлом «права и обязанности»?
Если исполнительный орган в лице Минобрнауки осуществляет нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности, то почему до сих пор ни в Положении, ни в Регламенте, ни в других нормативных документах, которые утверждаются в Минобрнауки, так и не раскрыты ни «порядок», ни «состав», ни «форма» и многое другое, отраженное в перечне Положения.
До сих пор подведомственная структурное подразделение Минобрнауки имеет безграмотное название, в заявлении отсутствует графа, указывающая имя, на которое испрашивается патент и др., о чем неоднократно отмечалось в публикациях.
Однако никто не слышит, а возможно просто не читает и не знает что патент – это не объект охраны, а всего лишь документ и заявитель – это еще не правообладатель.
Специалисты по интеллектуальной собственности, работающие в различных организациях, работающих на рынке защиты интеллектуальных прав в РФ встречаясь на конференциях, семинарах, круглых столах и в неформальной обстановке часто обсуждают этот вопрос, и считают нецелесообразным приведение формально раздутых, так называемых полномочий, отраженных в пунктах Положения 5.2.38-5.2.57., а так же предлагают объединить несколько пунктов в один, как, например, пункты, относящиеся к интеллектуальной собственности объединить в одни с приведением общей фразы «разработка и издание нормативно-правовых актов в сфере интеллектуальной собственности».
И возникает логичный вопрос: «А не много ли у нас распорядительных служб»?!
Одни из них дают указания подведомственным службам для обязательного исполнения, подведомственные службы тоже дают в свою очередь указания другим подведомственным службам, а вот «рабочие лошадки» в лице ФИПС – просто «сдельно» исполняют свои обязанности, закрепленные в соответствующих должностных инструкциях.
Каждая структура исполнительного органа должна заниматься своим делом, за что и получает так называемую «зарплату»!
С легкостью в памяти всплывает известная кинокомедия Михаила Константиновича Калатозова «Верные друзья» [5] :
«Мы с партийной организацией советовались... Мы ваше предложение насчет местного материала взяли, как говорится, на заметку, пошлем в свое время письмо в Архитектурный надзор. Архитектурный надзор свяжется с Москвой...»

Получается дедка за репку, бабка за дедку.
А ведь если бы каждый выполнял свою работу и обязанности тогда не произошло бы такое увеличение служб Роспатента, количественного состава: заместителей Министра с 5 до 7 человек, создание до 18-ти департаментов вместо7-ми, увеличение предельной численности работников центрального аппарата до 850-ти единиц вместо 430-ти.

СПИСОК ЦИТИРУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Д.Н. Ушаков «Толковый словарь русского языка», М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940гг.
2. Семенов А.В. «Этимологический словарь. Русский язык от А до Я», Москва, Издательство «ЮНВЕС», 2003г.
3. С.И. Ожегов «Толковый словарь русского языка» 24-е издание. М., «Азбуковник», 2003г.
4. Осипов Г.В. «Социологический энциклопедический словарь», Москва, Издательская группа НОРМА—ИНФРА 2000г.
5. Кинокомедия Михаила Константиновича Калатозова «Верные друзья», «Мосфильм», 1954г.