http://www.ibil.ru/index.php?type=review&area=1&p=articles&id=1329



ПОЛНОМОЧИЯ ИЛИ ОБЯЗАННОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ. Баранова Е.Е.

г. Москва
Учредитель, генеральный директор
ООО «Интеллектуальная Собственность –БесПроблем»
Баранова Елена Евгеньевна
 

                                                     «Поля словами не засевают»    (народная пословица)

 

 Согласно распоряжению Правительства РФ от 01 декабря 2008г. за № 1791-р. «1. Реорганизовать федеральное государственное учреждение "Федеральный институт промышленной собственности Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам" и федеральное государственное учреждение "Палата по патентным спорам Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам" в форме присоединения второго учреждения к первому…. 2. Указанную реорганизацию осуществить в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете на 2008 год Роспатенту на обеспечение деятельности подведомственных учреждений...2. Определить, что предметом и целью деятельности образуемого в результате реорганизации федерального государственного учреждения "Федеральный институт промышленной собственности Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам" является проведение подготовительных работ для осуществления Роспатентом юридически значимых действий, связанных с правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации…».

Согласно вышеуказанного распоряжения Правительства «Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (далее Роспатент) подведомственна Федеральному Министерству образования и науки (далее «Минобрнауки»).

Упразднены государственные структуры Роснаука и Рособразование и их функции переданы Минобрнауки РФ.

В связи с этим и было утверждено новое Положение о Министерстве, которое опубликовал журнал «Изобретательство» за № 7, 2010г под названием «Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации», утвержденное постановлением Правительства РФ от 15 мая 2010г. за № 337 (далее Положение).

 
Положение содержит три раздела:

I.                   Общие положения;

II.                Полномочия;

III.             Организация деятельности

 

В разделе «Общие положения» отмечено, что «Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) является Федеральным органом исполнительной власти… осуществляет координацию и контроль деятельности, находящихся в его ведении Федеральной службы по интеллектуальной собственности патентам и товарным знакам и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки…».

Во втором разделе Положения приведен перечень полномочий, возложенных на Минобрнауки.

Третий раздел посвящен деятельности Министра и его заместителей.

Итак, Минобрнауки относится к федеральному органу исполнительной власти организационно-правовых форм.

Основными функциями в ее исполнительно-распорядительной деятельности являются:

·        издание правовых актов;

·        использование распорядительных и контрольных полномочий;

·        заключение административных договоров;

·        проведение организационных мероприятий.

Минобрнауки осуществляет полномочия, отмеченные в п.п. 5-7 Положения.

 

Какое же определение имеет слово «функция» и «полномочие»?

 

Согласно толковом словарю Ушакова [1] «функция» (лат.яз. function) означает «выполнение работы» или, «исполнение» - согласно этимологического словаря [2].

Как отмечают многие открытые источники информации, функции государственных органов зависят от тех задач, которые стоят перед обществом на данном этапе развития. И задачи, и вытекающие из них функции не являются произвольными, они зависят от уровня развития общество, его экономических возможностей, потребностей и интересов населения и пр.

Толковый словарь С.И. Ожегова [3] определяет понятие «полномочие» как официально предоставленное кому-нибудь право какой-нибудь деятельности.

По социологическому словарю [4] «полномочие» - это право одного лица (представителя) совершать сделки от имени другого (представляемого) тем самым создавая, изменяя или прекращая права и обязанности представленного.

А что же означает термин «обязанность»?

Согласно толкового словаря С.И. Ожегова [3], понятие обязанность – круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения права и обязанности граждан.

При сравнении этих определений: понятия «функция», «полномочие», «обязанность» - можно констатировать, что они отмечают одни и те же действия для исполнения какой-то деятельности. При этом следует отметить, что права и обязанности сохраняются в каждом случае, независимо от использования разных названий.

Следовательно, можно сказать, что Минобрнауки (Федеральный орган исполнительной власти) наделен правами и обязанностями «путем утверждения их должностных инструкций или издания соответствующих приказов», т.е исполнительный орган осуществляет деятельность в соответствии с полномочиями, полученными от вышестоящего государственного органа и должен выполнять возложенные на него обязательства.

Как же все запутано, обычному обывателю трудно разобраться в этих терминах. Ясно одно, что права и обязанности должностных лиц определены в должностной инструкции, которые «подлежат безусловному выполнению кем-нибудь, что необходимо для выполнения по общественным требованиям или внутренним побуждениям».

Остановлюсь на некоторых пунктах раздела «Полномочия», возложенных на Минобрнауки, касающихся объектов авторских прав и промышленной собственности (п.п. 5.2.38-5.2.57).

п. 5.2.38 - касается правил оформления заявки на государственную регистрацию программ для электронно-вычислительных машин или базы данных;

п. 5.2.39 – порядок государственной регистрации программ для электронно-вычислительных машин или базы данных, формы свидетельств о государственной регистрации, перечень указываемых в них сведений и перечень сведений, публикуемых в официальном бюллетене Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам;

п. 5.2.40 - порядок продления срока действия патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец;

п. 5.2.41 - требования к документам, содержащимся в заявке на выдачу патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец (документы заявки);

п. 5.2.42 – состав сведений о заявке на изобретение, публикуемых в официальном бюллетене Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам;

п. 5.2.43 – порядок ознакомления с документами, содержащимися в заявке на изобретение (документы заявки) и выдачи копий таких документов;

п. 5.2.44 – порядок проведения информационного поиска в отношении заявленного изобретения для определения уровня техники по сравнению с которым, будет осуществлена оценка новизны и изобретательского уровня и представления отчета о нем;

п. 5.2.45 – порядок и условия проведения информационного поиска в отношении заявленной полезной модели или определения уровня техники по сравнению с которым может оцениваться патентоспособность полезной модели и предоставления сведений о его результатах;

п. 5.2.46 – форма патентов на изобретение, полезную модель, промышленный образец и состав указанных в нем сведений;

п. 5.2.47 – состав публикуемых в официальном бюллетене Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам сведений о выдаче патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец;

пункты 5.2.49-5.2.50 – правила оформления заявки на государственную регистрацию топологии интегральной микросхемы…, порядок, формы свидетельств…, перечень указываемых в свидетельствах…, перечень сведений, публикуемых в официальном бюллетене…

пункты 5.2.51-5.2.57 касаются требований к документам, содержащихся в заявке на товарный знак (знак обслуживания) и на наименование места происхождения, порядок ознакомления с документами заявки, формы свидетельства и перечень, указываемых в нем сведений, порядок преобразования коллективного знака и заявки…в товарный знак… и наоборот.

Вышеперечисленные полномочия в «Положении», закрепленные за Минобрнауки России, являются, по сути, административными процедурами исполнения государственной функции работников Роспатента, которые отмечены и в «Административном регламенте исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по организации приема заявок на изобретение и их рассмотрения, экспертизы и выдачи в установленном порядке патентов Российской федерации на изобретение, (далее «Регламент», и в главе 72 ГК РФ под названием «Патентное право»).

Содержание полномочий, возложенных на Минобрнауки в сфере правовой охраны интеллектуальной собственности повторяет содержание статей ГК РФ, в которых отмечается, что порядок… требование… и др. «устанавливается Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности».

 

Так, содержание п. 5.2.40 (порядок продление срока действия патента…) -совпадает со ст. 1363 ГК РФ;

- п. 5.2.41 (требования к документам…) – ст. 1374-1377;

- п. 5.2.42 (состав сведений о заявке…) –ст. 1385;

- п. 5.2.43 (порядок ознакомления с документами…в заявке…) – ст. 1388;

- п. 5.2.44 (порядок проведения информационного поиска в отношении… изобретения…) – ст. 1386;

- п. 5.2.45 (порядок проведения информационного поиска в отношении… полезной модели…) – ст. 1390;

- п. 5.2.46 (форма патента… состав, указываемых в нем сведений…) – не раскрыто в ГК РФ;

- п. 5.2.47 (состав публикуемых… сведений о выдаче патента…) – абз.2. п. 1. ст. 1394;

- п. 5.2.48 (порядок ознакомления с документами заявки…и отчетом об информационном поиске) – п. 2. ст. 1394.

Из сказанного следует, что каждый государственный орган исполнительной власти наделен правами и обязанностями, только «права и обязанности» у разных должностных лиц какой либо структуры разные. Так, должностные лица подведомственной структуры в лице ФИПС проводят подготовительные работы для подписания их руководителю вышестоящей структуры (Роспатент), а потом этот руководитель или уполномоченные должностные лица передают эти документы другой вышестоящей структуре – Минобрнауки для утверждения.

Зачем же так много структур, одна из которых наделена функциями, другая – полномочиями, а третья – обязанностями. Почему не использовать забытые в прошлом «права и обязанности»?

Если исполнительный орган в лице Минобрнауки осуществляет нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности, то почему до сих пор ни в Положении, ни в Регламенте, ни в других нормативных документах, которые утверждаются в Минобрнауки, так и не раскрыты ни «порядок», ни «состав», ни «форма» и многое другое, отраженное в перечне Положения.

До сих пор подведомственная структурное подразделение Минобрнауки имеет безграмотное название, в заявлении отсутствует графа, указывающая имя, на которое испрашивается патент и др., о чем неоднократно отмечалось в публикациях.

Однако никто не слышит, а возможно просто не читает и не знает что патент – это не объект охраны, а всего лишь документ и заявитель – это еще не правообладатель.

Специалисты по интеллектуальной собственности, работающие в различных организациях, работающих на рынке защиты интеллектуальных прав в РФ встречаясь на конференциях, семинарах, круглых столах и в неформальной обстановке часто обсуждают этот вопрос, и считают нецелесообразным приведение формально раздутых, так называемых полномочий, отраженных в пунктах Положения 5.2.38-5.2.57., а так же предлагают объединить несколько пунктов в один, как, например, пункты, относящиеся к интеллектуальной собственности объединить в одни с приведением общей фразы «разработка и издание нормативно-правовых актов в сфере интеллектуальной собственности».

И возникает логичный вопрос: «А не много ли у нас распорядительных служб»?!

Одни из них дают указания подведомственным службам для обязательного исполнения, подведомственные службы тоже дают в свою очередь указания другим подведомственным службам, а вот «рабочие лошадки» в лице ФИПС – просто «сдельно» исполняют свои обязанности, закрепленные в соответствующих должностных инструкциях.

Каждая структура исполнительного органа должна заниматься своим делом, за что и получает так называемую «зарплату»!

С легкостью в памяти всплывает известная кинокомедия Михаила Константиновича Калатозова «Верные друзья» [5] :

 «Мы с партийной организацией советовались... Мы ваше предложение насчет местного материала взяли, как говорится, на заметку, пошлем в свое время письмо в Архитектурный надзор. Архитектурный надзор свяжется с Москвой...»

 

Получается дедка за репку, бабка за дедку.

А ведь если бы каждый выполнял свою работу и обязанности тогда                       не произошло бы такое увеличение служб Роспатента, количественного состава: заместителей Министра с 5 до 7 человек, создание до 18-ти департаментов вместо7-ми, увеличение предельной численности работников центрального аппарата до 850-ти единиц вместо 430-ти.

 
СПИСОК ЦИТИРУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ:
 

1.                       Д.Н. Ушаков «Толковый словарь русского языка», М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940гг.

2.                       Семенов А.В. «Этимологический словарь. Русский язык от А до Я», Москва, Издательство «ЮНВЕС», 2003г.

3.                       С.И. Ожегов «Толковый словарь русского языка» 24-е издание. М., «Азбуковник», 2003г.

4.                       Осипов Г.В. «Социологический энциклопедический словарь», Москва, Издательская группа НОРМА—ИНФРА 2000г.

5.                       Кинокомедия Михаила Константиновича Калатозова «Верные друзья», «Мосфильм», 1954г.